Железнодорожные вокзалы Москвы (часть 3)

В столице России и одновременно в городе с численностью населения в несколько миллионов человек существует необходимость в нескольких вокзалов. Всего в Москве девять железнодорожных вокзалов, которые обеспечивают постоянные бесперебойные перемещения жителей и гостей города. Так в каждом отдаленно расположенном районе столицы есть свой пункт отправления. Все вокзалы Москвы являются архитектурными памятниками и важными культурными объектами. На вокзальных комплексах развита инфраструктура, везде есть сервисные центры, рестораны. Также на вокзалах повышенное внимание уделяется безопасности граждан.

Павелецкий вокзал

Павелецкий вокзал – это один из девяти железнодорожных вокзалов Москвы. Он расположен на площади Павелецкого вокзала. С вокзала есть пересадки на станции метро «Павелецкая» (Кольцевая линия), «Павелецкая» (Замоскворецкая линия). Ежесуточно пассажиропоток Павелецкого вокзала составляет 15 тысяч человек.

https://flic.kr/p/gp6fxc

Павелецкий вокзал является терминалом станции Москва-Пассажирская-Павелецкая. Он обслуживает поезда дальнего следования и пригородные поезда, следующие на юг по Павелецкому направлению. Вокзал связывает Москву со Средним и Нижним Поволжьем, Казахстаном, Средней Азией, Кавказом. Также с него отправляются пригородные электропоезда по Павелецкому направлению до станции Узуново и аэроэкспрессы до аэропорта «Домодедово».

В конце 19-го века Общество Рязанско-Уральской железной дороги руководило крупнейшей в России частной железной дорогой, которая соединяла 12 больших губерний. Но на Москву выхода эта дорога не имела. С просьбой разрешить строительство ветки Москва-Павелец правление дороги обратилось к правительству. Весной 1897 года Николай II подписал разрешении на строительство новой ветки, и в сжатые сроки линия Павелец-Москва была готова. 19 января 1900 года движение от Павелеца до столицы открылось, длина дороги составила 260 км. Здания станции не было, и поезда приходили на Курский вокзал. После долгих споров станцию было решено строить на юго-востоке города, в районе Кожевники, что в Замоскворечье.

https://flic.kr/p/zRhNtv

Здание Павелецкого вокзала построили двухэтажным, симметричным с возвышающейся трехэтажной частью в центре и высокими окнами. Цоколь был отделан тесаным камнем, а само здание – керамическим кирпичом. Со стороны площади находятся входы и залы ожидания, декорированный лепниной вестибюль, а также самые необходимые помещения. 1 сентября 1900 года здание освятили и открыли.

Некоторое время после постройки вокзал называли Саратовским, а привокзальную площадь – Саратовской. Это было связано с тем, что Рязанско-Уральскую дорогу в ходе ее расширения через Саратов связали с Астраханью, Нижним Поволжьем. После Великой Отечественной войны вокзал был переименован в Павелецкий по названию поселка Павелец Рязанской области.

Привокзальное строение гармонично вписалось в городскую застройку и на протяжении многих лет выступало украшением площади. В начале 80-х годов 20-го века возникла необходимость реконструировать здание. Строителям нужно было сохранить исторический облик Павелецкой площади и одновременно расширить вокзал и оснастить современными техническими средствами. Проектом реконструкции вокзала занимались архитекторы: А. Гурков, С. Кузнецов и А. Воронцов.

https://flic.kr/p/cARz6W

Обновленный вокзал принял первых пассажиров 3 ноября 1987 года. Теперь здание стало в шесть раз больше старого по объему и в четыре по пропускной способности, для пассажиров были созданы более комфортные условия. Существенно увеличилась пропускная способность Павелецкого вокзала, так в час пик здесь можно принять и разместить около 10-ти тысяч человек. Если посмотреть на вокзал с Павелецкой площади, то он выглядит одноэтажным, но в действительности это не так. Здание многоуровневое, внутри располагаются три этажа с пассажирскими и техническими помещениями.

Рижский вокзал

Рижский вокзал – это один из девяти железнодорожных вокзалов Москвы. Он расположен на площади Рижского вокзала. С вокзала есть пересадка на станцию метро «Рижская» (Калужско-Рижской линии).  Ежесуточно   пассажиропоток   Рижского   вокзала  составляет 4 тысячи человек.

https://flic.kr/p/8V9V7G

Рижский вокзал является терминалом станции Москва-Рижская. Он обслуживает поезда и электрички, следующие в северо-западном направлении. С вокзала отправляются поезда в Ригу, Великие Луки и Псков. Также с него следуют пригородные электрички до станций: Нахабино, Дедовск, Новоиерусалимская, Румянцево, Волоколамск, Шаховская и другие. На нескольких путях располагается экспозиция музея железнодорожного транспорта.

В конце 19-го века с развитием внешней торговли в России появилась необходимость построить железную дорогу из Москвы до портов Прибалтики – Риги и Виндавы. Указ Николая II о начале строительства вышел 2 марта 1897 года. Путь прокладывали быстро, минуя на маршруте преграды, но стройка затягивалась из-за необходимости выкупа земельных участков, которые находились на трассе железнодорожного полотна.

Дорогу хотели открыть в мае 1901 года, но к этому времени было еще много недоделок, да и возводящееся в Марьиной роще вокзальное здание также не было готово. Поэтому первые поезда было решено принимать на станции Подмосковная. Временное движение до Волоколамска было открыто 1901 года, а 2 июля была освещена станция Подмосковная и поезд с 83 пассажирами отправился до Ржева. Недостатком станции было то, что разместить огромное количество прибывающих сюда пассажиров было невозможно, а извозчика можно было нанять только в селе Всехсвятском, до которого сумки и детей приходилось нести на руках.

https://flic.kr/p/zRdpAd

Проектом здания станции на Крестовой заставе занимался С. Бржозовский, архитектор и автор Витебского вокзала в Санкт-Петербурге. А руководил стройкой молодой художник-архитектор Ю. Дидерихс. После торжественного богослужения 11 сентября 1901 года произошло официальное открытие построенного вокзала.  Постройка была удобна во всех отношениях. Рядом с ней были подъездные пути, товарный двор и депо, комфортабельные залы для пассажиров и даже была собственная электростанция. В день открытия в 18:05 отправился первый поезд на Виндаву.

Постройка  выполнена  в  русском  стиле  с  применением элементов русского зодчества 17-го века. Отличительной особенностью конструкции было ее параллельное расположение железнодорожным путям в отличие от других вокзалов Москвы, где пути расположены перпендикулярно вокзалу.

В конце 1930-х годов железнодорожная отрасль начала использовать для перевозок электрическую энергию, таким образом намного возросла пропускная способность. По замыслу первые электрички на Рижском направлении должны были пойти в 1943 году, но из-за  Великой  Отечественной   войны   выполнение этого плана было отодвинуто до 1945 года.

https://flic.kr/p/zzMJgm

Первоначальное название вокзала Виндавский произошло от имени железной дороги. С 1930 года вокзал назывался Балтийским из-за обслуживания Балтийского направления. С 1942 года – Ржевский – по платформе Ржевская. С 1946 года получил свое нынешнее название Рижский вокзал.

Со временим Рижский вокзал ветшал, и планировка площади уже не отвечала требованиям современного потока транспорта. Поэтому 10 января 1995 года правительство Москвы решило создать на Рижской площади транспортную развязку в виде эстакады.

Одновременно с этим идут работы по обновлению вокзала. Реконструкцию Рижского вокзала можно отнести к лучшим примерам подобных действий. У здания не только не возникло никаких новых элементов, но и были отреставрированы по старым чертежам лепнина и старинные люстры.

Сегодня  Рижский  вокзал  представляет  собой современный комплекс площадью около 5-ти тысяч кв. м. Здесь работают кассы по продаже билетов, информационные табло находится не только в залах, но и на платформе. В помещениях Рижского вокзала одновременно могут находится 1300 пассажиров. При вокзале функционирует комната матери и ребенка.

https://flic.kr/p/oPzbbf

З1 июля в 2004 году на Рижском вокзале открылся музей железнодорожной техники. В его коллекции насчитывается свыше 40 единиц отечественных и иностранных вагонов, паровозов и другой техники. Напротив, этого музея находится вход в Центр научно-технической информации ОАО «РЖД» и Центр инновационного развития.

Савёловский вокзал

Савеловский вокзал – это один из девяти железнодорожных вокзалов Москвы. Он расположен на площади Савеловского вокзала. С вокзала есть пересадки на станцию метро «Савеловская» (Серпуховско-Тимирязовская линия). Ежесуточно пассажиропоток Савеловского вокзала составляет 23 тысячи человек.

Савеловский вокзал является терминалом станции Москва-Бутырская. Он обслуживает только пригородные электропоезда. От Савёловского вокзала идут электропоезда до Дубны, Савёлово (Кимры) и Жёлтиково. Некоторые поезда следуют по Белорусскому направлению в обе стороны с остановкой на Савёловском вокзале. Также с Савеловского вокзала отправляются аэроэкспрессы на Лобню.

https://flic.kr/p/A8NFKR

Идея строительства Савеловской магистрали принадлежала Председателю Правления Московско-Ярославской железной дороги Савве Мамонтову, известному промышленнику и меценату. Благодаря его активности в 1897 году разрешение на строительство дороги дал Николай II. Станцию собирались построить на Бутырской заставе, куда завезли необходимые материалы и закончить строительство планировалось к зиме 1899 года, но из-за административных и финансовых трудностей стройка была приостановлена.

К этому моменту дорога длиной 130 км была построена до села Савелово, которое расположено на берегу Волги напротив Кимр. Так как здание станции еще не было доделано, поезда отправлялись с Ярославского вокзала и пассажирам надо было добираться по Ярославской дороге и после пересаживаться в вагоны новой построенной ветки.

Продолжилась стройка вокзала только в 1900 году. Руководителем строительства был инженер А. Сумароков, скорее всего и автором проекта был он же. В марте 1902 года произошло торжественное открытие здания станции. Регулярное движение было открыто,  и  каждый день в 10:30 стал отправляться пассажирский поезд, а вечером в 19:00 – почтовый.

https://flic.kr/p/A7DgSG

Красивое одноэтажное здание станции в стиле модерн было скромным, не имело парадного входа, а двухэтажной была только центральная часть, в которой находились служебные квартиры. С открытием станции число пассажиров постоянно увеличивалось, Бутырская слобода получала новую жизнь, а после Великой Отечественной войны тут началось массовое промышленное и жилищное строительство, появились объекты торговли и культуры.

Первоначальное название вокзала было Бутырский по месторасположению на Бутырской заставе. С 1984 года площадь и вокзал сменили название на Савеловский по имени старинной станции Савелово.

С 31 мая 1981 года открылось сквозное движение пригородных поездов на Белорусский вокзал и обратно. В 1987 году началось обновление вокзального здания, причем станция не останавливала свою работу. Руководителем проекта являлся Я. Шамрай. После завершения реконструкции к 1 сентября 1992 года площадь внутренних помещений стала больше в 2,5 раза, а само здание – двухэтажным, сохранив свой изначальный вид. Кроме двух боковых подъездов, открыли и главный вход, на фасаде установили часы.

https://flic.kr/p/A7DgKC

С 1999 года поезда дальнего следования шли в Рыбинск, Санкт-Петербург и Углич. В настоящее время от станции отправляются только пригородные поезда и экспресс до Лобни. С 2004 года станция перешла на работу в дневном режиме.

В 2005 году была в ведена в эксплуатацию новая информационная система, выполнена реконструкция трех платформ и построена одна новая, поставлены новые турникеты, а цвет здания поменялся на светло-коричневый. В 2008 году информационная система была снова обновлена.

https://flic.kr/p/zbM539

Все, кто приезжают в Москву на поезде хоть с туристической целью или с деловым визитом, обязательно попадают на один из девяти железнодорожных вокзалов столицы. Так, каждый пассажир имеет возможность сам оценить архитектуру вокзалов и насладиться их красотой. Железнодорожные вокзалы Москвы никого не оставят равнодушным.

Понравилась статья? Не забудьте поделиться!
Оцените статью:
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Проголосуй первым!)
Загрузка...


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *