Железнодорожные вокзалы Москвы (часть 2)

Москва – столица России, город федерального значения. Численность населения составляет свыше 12-и миллионов человек. Среди москвичей много иногородних, которые постоянно пользуются услугами российских железных дорог. Городу с таким количеством приезжих одного или двух вокзалов было бы недостаточно. Каждый год через железнодорожные вокзалы Москвы проходит невообразимо большой пассажирский поток – это свыше 500 миллионов человек. Он в несколько раз превышает пассажиропоток аэропортов.

Киевский вокзал  

Киевский вокзал – это один из девяти железнодорожных вокзалов Москвы. Он расположен на площади Киевского вокзала. С вокзала есть пересадки на станции метро «Киевская» (Кольцевая линия), «Киевская» (Филевская линия) и «Киевская» (Арбатско-Покровская линия). Ежесуточно пассажиропоток Киевского вокзала составляет 32 тысячи человек.

https://flic.kr/p/2afCMYT

Киевский вокзал является терминалом станции Москва-Пассажирская-Киевская. Он обслуживает поезда дальнего следования и электрички, которые следуют в западном и юго-западном направлении. Поезда дальнего следования с Киевского вокзала идут на Брянск, потом на Киев, оттуда – в другие крупные города Украины, Молдавии. От Киевского вокзала отправляются электрички на Лесной Городок, Апрелевку, Кресты, Нару (Наро-Фоминск), Малоярославец, Калугу-1 и Калугу-2, а также экспрессы до аэропорта «Внуково» и Калуги.

В конце 19-го века было принято решение проложить железную дорогу от Брянска к Москве. Одновременно со строительством дороги в 1897–1899-х годах на пустыре в районе Дорогомиловской слободы, что на окраине столицы, велась большая стройка по возведению железнодорожной станции, и к середине 1899-го года она была закончена. С момента открытия вокзал назывался Брянским. 1 августа 1899-го года по железной дороге отправился первый почтово-пассажирский поезд. Здание станции имело неприметный и унылый вид, часто подвергалось критике. Хоть у одноэтажного здания был временный вид, простояло оно больше 10 лет, до 1912-го года, когда правлением железной дороги было решено построить большой вокзальный комплекс.

https://flic.kr/p/zRbdw3

Началось строительство с моста, когда вместо старой переправы 1868 года был сделан новый Бородинский мост, проект которого придумал архитектор Р. Клейн при участии инженеров Н. Осколкова и М. Щекотова.

Над    проектом    здания    Киевского    вокзала    работали    архитекторы  И.  Рерберг   и В. Олтаржевский, а дебаркадера и перекрытия перронного зала – В. Шухов. Стройка велась с 1914 года и завершилась после революции – первый поезд отправился с нового вокзала 14 февраля 1918 года. Множество зданий в начале 20-го века возводились в стиле модерн, а новое строение отличалось от остальных – оно воплощало в себе взаимосвязь античности и новой эпохи.

Дебаркадер  примыкает  к  зданию  вокзала  и  имеет длину 321 м, ширину 47 м и высоту 30 м. Над его платформами установлены застекленные арочные перекрытия. Площадь центрального зала ожидания равняется 900 кв.м. Украшение его стен повторяет стиль фасадов. Роспись сделали художники И. Нивинский и Ф. Рерберг, а скульптурные композиции – С. Алешин. Росписи и скульптуры подчеркивают связь с Отечественной войной 1812 года – в тот период по Бородинскому мосту проходили русские и французские войска. На башне вокзала установлены механические часы.

https://flic.kr/p/BNMKeP

В 1934 году в соответствии с магистральным направлением железной дороги вокзал переименовали в Киевский. В 1935 году согласно Генерального плана столицы привокзальная площадь была расширена до Дорогомиловской улицы. Так вокзальный комплекс удачно вписался в архитектурный ансамбль Москвы-реки и Бородинского моста.

В  1937  году  открылась станция метро «Киевская» Филевской линии, а после войны в 1945 году в северной части вокзала был построен корпус с пригородными кассами и вестибюлем станции метро. В 1953 году начинает работать станция «Киевская» Арбатско-Покровской линии, а в следующем году – станция на кольцевой линии метро.

В  1976  году  начинают  функционировать  новые  помещения для камер хранения, в 1981 году были проведены реставрационные работы, в ходе которых обновляется внутренняя отделка здания и восстанавливается кровля перронного  зала. В  2003-2004 годах 27 клепаных стальных арок перекрытий были поменяны на сварные.

https://flic.kr/p/A6t55U

Киевский вокзал является одним из самых красивых вокзальных комплексов в Москве. Он считается памятником архитектуры и охраняется государством.

Курский вокзал

Курский вокзал – это один из девяти железнодорожных вокзалов Москвы. Он расположен на площади Курского вокзала. С вокзала есть пересадки на станции метро «Курская» (Кольцевая линия), «Курская» (Арбатско-Покровская линия) и «Чкаловская» (Люблинско-Дмитровская линия). Ежесуточно пассажиропоток Курского вокзала составляет 78 тысяч человек.

Курский вокзал является терминалом станции Москва-Пассажирская-Курская. Он обслуживает десятки поездов дальнего следования и электричек в Курском и Нижегородском направлениях. Со станции Курская отходят скорые и пассажирские, в том числе и фирменные, поезда, а также пригородные электрички.

https://flic.kr/p/zRaFEL

С вокзала в южном направлении идут электрички на Царицыно, Подольск, Чехов, Серпухов, Тулу; экспрессы – на Тулу и Орёл; поезда дальнего следования отправляются на Орёл, Курск, Белгород, города Центральной и Юго-Восточной Украины, города Северного Кавказа и российского Черноморского побережья. Электрички в восточном направлении идут на Реутово, Балашиху, Железнодорожный, Фрязево, Ногинск, Захарово, Павловский Посад, Электрогорск, Крутое, Петушки; поезда дальнего следования отправляются на Нижний Новгород. Электрички этого направления идут не с основного перрона, а с тупиков, которые огорожены турникетами.

Проигранная Крымская война 1853–1856-х годов, когда грузы долго доставлялись до юга страны, показала необходимость в железных дорогах в первую очередь на Нижний Новгород и Курск. После войны средств в казне было не много. В 1857 году Александр II разрешил проложить железную дорогу на Серпухов и Тулу, Орел и Курск за счет денег инвесторов. Для экономии проект был упрощен, а на стройку дороги были задействованы арестанты и армия. В 1866 году началось движение поездов до Серпухова и дорогу стали прокладывать дальше на Курск.

Движение на Нижний Новгород началось еще с 1865 года, а место для вокзала выбрал сам министр путей сообщения П. Мельников. Станция расположилась у Покровской заставы, поблизости от Большого Никольского переулка, известного сейчас как Путейский тупик. В этих местах земли были недорогими и требования по охране труда и санитарии были не такими строгими, как в Москве. Построенное здание станции было деревянным, а также узким и невзрачным. Увеличившийся пассажиропоток требовал расширения станции и уже в 1965 году его расширили двумя пристройками.

https://flic.kr/p/zbTQsP

Во многих документах железная дорога на Нижний Новгород называлась временной и учредители задумывались о выделении земли под строительство нового вокзала. Главное Общество Российских железных дорог было ограничено в деньгах и не могло самостоятельно решить проблему переноса станции ближе к центру.

В это время в России прокладываются новые железные дороги, переделываются старые здания станций, вследствие этого Курский вокзал было решено соединить с Нижегородским.  В  1894 году Московско-Нижегородскую дорогу выкупили в казну, а в 1896 году происходит объедение и создается Московско-Курская, Нижегородская и Муромская железная дорога. По проекту архитектора Н. Орлова на Садовом кольце строится новый вокзальный комплекс. Светлое здание вокзала, которое выполнено в псевдоклассическом стиле, украшали не только колонны, но и лепнина на стенах и потолке внутри помещения. Левая часть была отдана направлению на Курск, а правая – на Нижний Новгород. 14-е июня 1896 года стал днем открытия Нижегородско-Курского вокзала, который впоследствии стали называть Курским.

Старая Нижегородская станция еще долго принимала товарные и воинские поезда. Много грузов приходило на склады Металлургического завода, Красного Креста и другие предприятия во время I Мировой войны в 1914–1917 годах. Позже новостройки столицы вобрали старую станцию и сейчас на этом месте располагаются жилые дома.

https://flic.kr/p/zRaFpf

Весной 1932 года был проведен конкурс на проект реконструкции вокзала. Победителем стал молодой архитектор Г. Волошинов, проект которого должен был сохранить архитектурные особенности здания. Восстановленный вокзал был открыт в 1938 году.

Следующая реконструкция прошла в 1948 году, в результате которой были перепланированы залы, но старая лепнина и мрамор были сохранены. Под руководством художника Е. Лансере, который участвовал в оформлении Казанского и Ярославского вокзалов, были сделаны плафоны – аллегории четырех рек (Ока, Кама, Волга и Москва-река), с ними теперь был связан Курский вокзал.

В 1962 году здание решили значительно расширить без роскоши в отделке, оставив старые помещения и не останавливая работу всего вокзала. Новое здание со стекленными витражами было возведено в 1972 году под руководством архитектора проекта Г. Волошина, который хорошо знал прежнее строение. Старый вокзал был сохранен как один из залов нового вокзального комплекса.

https://flic.kr/p/A6tWYh

Большой центральный зал сделан по принципу авиационного терминала и имеет длину свыше 200 м и ширину 40 м. Из свободного подземного зала по тем коридорам можно попасть на платформы, к кассам или спуститься к метро. В отреставрированном старом здании находятся залы ожидания.

Новое здание блестит витражами, а высокий 15-ти метровый фасад выходит на привокзальную площадь. Эскалаторы соединяют разные уровни вокзала и подземную камеру хранения, а просторные залы ожидания могут вместить до 11 тысяч человек. В процессе реконструкции в 2008-2009 годах здание обновили внутри. Были установлены новые эскалаторы, новое табло, появился лифт для инвалидов и детская комната. Курский вокзал является лучшим в России и соответствует европейским стандартам.

https://flic.kr/p/zRc657

На протяжении своей истории не раз менялся внешний вид железнодорожных вокзалов Москвы. Так, Киевский вокзал считается одним самых красивых, а Курский вокзал является самым большим в столице. Но, как и раньше, на привокзальных площадях стоят извозчики – современные таксисты, и все также торопятся на поезд пассажиры.

Понравилась статья? Не забудьте поделиться!
Оцените статью:
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Проголосуй первым!)
Загрузка...


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *