Москва – столица России, город федерального значения. Численность населения составляет свыше 12-и миллионов человек. Среди москвичей много иногородних, которые постоянно пользуются услугами российских железных дорог. Городу с таким количеством приезжих одного или двух вокзалов было бы недостаточно. Каждый год через железнодорожные вокзалы Москвы проходит невообразимо большой пассажирский поток – это свыше 500 миллионов человек. Он в несколько раз превышает пассажиропоток аэропортов.
Киевский вокзал
Киевский вокзал – это один из девяти железнодорожных вокзалов Москвы. Он расположен на площади Киевского вокзала. С вокзала есть пересадки на станции метро «Киевская» (Кольцевая линия), «Киевская» (Филевская линия) и «Киевская» (Арбатско-Покровская линия). Ежесуточно пассажиропоток Киевского вокзала составляет 32 тысячи человек.
Киевский вокзал является терминалом станции Москва-Пассажирская-Киевская. Он обслуживает поезда дальнего следования и электрички, которые следуют в западном и юго-западном направлении. Поезда дальнего следования с Киевского вокзала идут на Брянск, потом на Киев, оттуда – в другие крупные города Украины, Молдавии. От Киевского вокзала отправляются электрички на Лесной Городок, Апрелевку, Кресты, Нару (Наро-Фоминск), Малоярославец, Калугу-1 и Калугу-2, а также экспрессы до аэропорта «Внуково» и Калуги.
В конце 19-го века было принято решение проложить железную дорогу от Брянска к Москве. Одновременно со строительством дороги в 1897–1899-х годах на пустыре в районе Дорогомиловской слободы, что на окраине столицы, велась большая стройка по возведению железнодорожной станции, и к середине 1899-го года она была закончена. С момента открытия вокзал назывался Брянским. 1 августа 1899-го года по железной дороге отправился первый почтово-пассажирский поезд. Здание станции имело неприметный и унылый вид, часто подвергалось критике. Хоть у одноэтажного здания был временный вид, простояло оно больше 10 лет, до 1912-го года, когда правлением железной дороги было решено построить большой вокзальный комплекс.
Началось строительство с моста, когда вместо старой переправы 1868 года был сделан новый Бородинский мост, проект которого придумал архитектор Р. Клейн при участии инженеров Н. Осколкова и М. Щекотова.
Над проектом здания Киевского вокзала работали архитекторы И. Рерберг и В. Олтаржевский, а дебаркадера и перекрытия перронного зала – В. Шухов. Стройка велась с 1914 года и завершилась после революции – первый поезд отправился с нового вокзала 14 февраля 1918 года. Множество зданий в начале 20-го века возводились в стиле модерн, а новое строение отличалось от остальных – оно воплощало в себе взаимосвязь античности и новой эпохи.
Дебаркадер примыкает к зданию вокзала и имеет длину 321 м, ширину 47 м и высоту 30 м. Над его платформами установлены застекленные арочные перекрытия. Площадь центрального зала ожидания равняется 900 кв.м. Украшение его стен повторяет стиль фасадов. Роспись сделали художники И. Нивинский и Ф. Рерберг, а скульптурные композиции – С. Алешин. Росписи и скульптуры подчеркивают связь с Отечественной войной 1812 года – в тот период по Бородинскому мосту проходили русские и французские войска. На башне вокзала установлены механические часы.
В 1934 году в соответствии с магистральным направлением железной дороги вокзал переименовали в Киевский. В 1935 году согласно Генерального плана столицы привокзальная площадь была расширена до Дорогомиловской улицы. Так вокзальный комплекс удачно вписался в архитектурный ансамбль Москвы-реки и Бородинского моста.
В 1937 году открылась станция метро «Киевская» Филевской линии, а после войны в 1945 году в северной части вокзала был построен корпус с пригородными кассами и вестибюлем станции метро. В 1953 году начинает работать станция «Киевская» Арбатско-Покровской линии, а в следующем году – станция на кольцевой линии метро.
В 1976 году начинают функционировать новые помещения для камер хранения, в 1981 году были проведены реставрационные работы, в ходе которых обновляется внутренняя отделка здания и восстанавливается кровля перронного зала. В 2003-2004 годах 27 клепаных стальных арок перекрытий были поменяны на сварные.
Киевский вокзал является одним из самых красивых вокзальных комплексов в Москве. Он считается памятником архитектуры и охраняется государством.
Курский вокзал
Курский вокзал – это один из девяти железнодорожных вокзалов Москвы. Он расположен на площади Курского вокзала. С вокзала есть пересадки на станции метро «Курская» (Кольцевая линия), «Курская» (Арбатско-Покровская линия) и «Чкаловская» (Люблинско-Дмитровская линия). Ежесуточно пассажиропоток Курского вокзала составляет 78 тысяч человек.
Курский вокзал является терминалом станции Москва-Пассажирская-Курская. Он обслуживает десятки поездов дальнего следования и электричек в Курском и Нижегородском направлениях. Со станции Курская отходят скорые и пассажирские, в том числе и фирменные, поезда, а также пригородные электрички.
С вокзала в южном направлении идут электрички на Царицыно, Подольск, Чехов, Серпухов, Тулу; экспрессы – на Тулу и Орёл; поезда дальнего следования отправляются на Орёл, Курск, Белгород, города Центральной и Юго-Восточной Украины, города Северного Кавказа и российского Черноморского побережья. Электрички в восточном направлении идут на Реутово, Балашиху, Железнодорожный, Фрязево, Ногинск, Захарово, Павловский Посад, Электрогорск, Крутое, Петушки; поезда дальнего следования отправляются на Нижний Новгород. Электрички этого направления идут не с основного перрона, а с тупиков, которые огорожены турникетами.
Проигранная Крымская война 1853–1856-х годов, когда грузы долго доставлялись до юга страны, показала необходимость в железных дорогах в первую очередь на Нижний Новгород и Курск. После войны средств в казне было не много. В 1857 году Александр II разрешил проложить железную дорогу на Серпухов и Тулу, Орел и Курск за счет денег инвесторов. Для экономии проект был упрощен, а на стройку дороги были задействованы арестанты и армия. В 1866 году началось движение поездов до Серпухова и дорогу стали прокладывать дальше на Курск.
Движение на Нижний Новгород началось еще с 1865 года, а место для вокзала выбрал сам министр путей сообщения П. Мельников. Станция расположилась у Покровской заставы, поблизости от Большого Никольского переулка, известного сейчас как Путейский тупик. В этих местах земли были недорогими и требования по охране труда и санитарии были не такими строгими, как в Москве. Построенное здание станции было деревянным, а также узким и невзрачным. Увеличившийся пассажиропоток требовал расширения станции и уже в 1965 году его расширили двумя пристройками.
Во многих документах железная дорога на Нижний Новгород называлась временной и учредители задумывались о выделении земли под строительство нового вокзала. Главное Общество Российских железных дорог было ограничено в деньгах и не могло самостоятельно решить проблему переноса станции ближе к центру.
В это время в России прокладываются новые железные дороги, переделываются старые здания станций, вследствие этого Курский вокзал было решено соединить с Нижегородским. В 1894 году Московско-Нижегородскую дорогу выкупили в казну, а в 1896 году происходит объедение и создается Московско-Курская, Нижегородская и Муромская железная дорога. По проекту архитектора Н. Орлова на Садовом кольце строится новый вокзальный комплекс. Светлое здание вокзала, которое выполнено в псевдоклассическом стиле, украшали не только колонны, но и лепнина на стенах и потолке внутри помещения. Левая часть была отдана направлению на Курск, а правая – на Нижний Новгород. 14-е июня 1896 года стал днем открытия Нижегородско-Курского вокзала, который впоследствии стали называть Курским.
Старая Нижегородская станция еще долго принимала товарные и воинские поезда. Много грузов приходило на склады Металлургического завода, Красного Креста и другие предприятия во время I Мировой войны в 1914–1917 годах. Позже новостройки столицы вобрали старую станцию и сейчас на этом месте располагаются жилые дома.
Весной 1932 года был проведен конкурс на проект реконструкции вокзала. Победителем стал молодой архитектор Г. Волошинов, проект которого должен был сохранить архитектурные особенности здания. Восстановленный вокзал был открыт в 1938 году.
Следующая реконструкция прошла в 1948 году, в результате которой были перепланированы залы, но старая лепнина и мрамор были сохранены. Под руководством художника Е. Лансере, который участвовал в оформлении Казанского и Ярославского вокзалов, были сделаны плафоны – аллегории четырех рек (Ока, Кама, Волга и Москва-река), с ними теперь был связан Курский вокзал.
В 1962 году здание решили значительно расширить без роскоши в отделке, оставив старые помещения и не останавливая работу всего вокзала. Новое здание со стекленными витражами было возведено в 1972 году под руководством архитектора проекта Г. Волошина, который хорошо знал прежнее строение. Старый вокзал был сохранен как один из залов нового вокзального комплекса.
Большой центральный зал сделан по принципу авиационного терминала и имеет длину свыше 200 м и ширину 40 м. Из свободного подземного зала по тем коридорам можно попасть на платформы, к кассам или спуститься к метро. В отреставрированном старом здании находятся залы ожидания.
Новое здание блестит витражами, а высокий 15-ти метровый фасад выходит на привокзальную площадь. Эскалаторы соединяют разные уровни вокзала и подземную камеру хранения, а просторные залы ожидания могут вместить до 11 тысяч человек. В процессе реконструкции в 2008-2009 годах здание обновили внутри. Были установлены новые эскалаторы, новое табло, появился лифт для инвалидов и детская комната. Курский вокзал является лучшим в России и соответствует европейским стандартам.
На протяжении своей истории не раз менялся внешний вид железнодорожных вокзалов Москвы. Так, Киевский вокзал считается одним самых красивых, а Курский вокзал является самым большим в столице. Но, как и раньше, на привокзальных площадях стоят извозчики – современные таксисты, и все также торопятся на поезд пассажиры.