Железнодорожные вокзалы Москвы (часть 1)

Железнодорожные вокзалы Москвы – это не только место, откуда можно сесть на выбранный поезд и отправиться в путешествие. Это история России, а если конкретно, то ее столицы. Железнодорожные вокзалы Москвы, кроме выполняемых непосредственных функций, являются еще и памятниками архитектуры. Современные железнодорожные станции российской столицы оснащены всеми средствами, которые необходимы для того, чтобы пассажиры могли получить всю требующуюся информацию и легко сориентироваться. Часть из них уже располагает системой продажи электронных железнодорожных билетов. На каждом вокзале есть необходимая информация на нескольких языках, чтобы приезжающий или покидающий Москву человек смог разобраться что к чему.

Всего в Москве в настоящее время функционирует 9 железнодорожных вокзалов: Белорусский, Казанский, Киевский, Курский, Ленинградский, Павелецкий, Рижский, Савеловский и Ярославский. Ежегодно с них отправляются около 150 миллионов пассажиров.

https://flic.kr/p/oWk2Q8

Есть в Москве и Правительственный или Брежневский вокзал. Эта недоступная для посторонних железнодорожная станция была открыта в 1974 году для обслуживания поездов правительства СССР. Она является частью Московско-Курского отделения Московской железной дороги.

Почти все московские вокзалы служат начально-конечными тупиковыми пунктами направлений от Москвы. Не тупиковыми является только Курский, Белорусский и Савеловский вокзалы. Пригородные электрички отправляются со всех вокзалов. Поезда дальнего следования не отходят только от Савеловского вокзала. Пропускает транзитные поезда дальнего следования только Курский вокзал. Все вокзалы имеют выход на станции метрополитена.

Известная площадь «Трех вокзалов» в Москве получила свое название из-за того, что рядом на Комсомольской площади располагаются Казанский, Ленинградский и Ярославский вокзалы. Название всех вокзалов указывают на конечную станцию.

https://flic.kr/p/o97fMw

У многих московских железнодорожных вокзалов огромный возраст и интересная история, а некоторые находятся под охраной государства, как архитектурные памятники. Так, Белорусский, Ленинградский, Рижский вокзалы были открыты в 19-м веке. Павелецкий построен в 1900 году, а Киевский и Казанский – в начале 20-го века. В строительстве этих зданий принимали участие такие известные архитекторы и художники как К.А. Тон, А.В. Щусев, Р.А. Желязевич, В.Г. Шухов и другие.

Белорусский вокзал

Белорусский вокзал – это один из девяти железнодорожных вокзалов Москвы. Он находится на площади Тверской заставы между Тверской улицей и Ленинградским проспектом. С вокзала есть пересадка на станции метро «Белорусская» (Кольцевая линия) и «Белорусская» (Замоскворецкая линия). Ежесуточно пассажиропоток Белорусского вокзала составляет 23 тысячи человек.

Белорусский вокзал является терминалом станции Москва-Пассажирская-Смоленская. Он обслуживает поезда дальнего следования западного и юго-западного направлений, а также северо-восточного (на Рыбинск) и южного (на Анапу) направлений. Также с Белорусского вокзала отправляются поезда в страны Центральной и Восточной Европы. С него отходят электропоезда в Белорусском, Савеловском и Курском направлении. С Белорусского вокзала постоянно отправляются поезда аэроэкспрессы в аэропорт Шереметьево.

https://flic.kr/p/zbCFBo

История Белорусского вокзала началась во второй половине 19-го века. Строительство железнодорожного полотна от Москвы к Смоленску, а затем в направлении Минска и Варшавы пришлось во второй половине 1860-х годов. Эта железная дорога называлась Московско-Смоленской. Строительство вокзала, которое получило название Смоленский началось в апреле 1869 года. Он стал шестым по счету в Москве. Торжественное открытие Московской-Смоленской железной дороги произошло 19 сентября 1870 года.

Брестским вокзал стал называться в ноябре 1871 года после продления дороги до Бреста. В начале 1890-х годов движение стало двухпутным, а платформа была всего одна. К реконструкции вокзала, которое не вмещало в себя пассажиров, приступили только в 1907 году. Правое крыло нового вокзала открыли 15 мая 1910 года, а левое – 26 февраля 1912 года.

Автором проекта стал архитектор И. Струков. 4 мая 1912 года железную дорогу переименовали в Александровскую, а вокзал стал называться Александровским в честь императора Александра I.

https://flic.kr/p/nLhV3i

В конце лета 1922 года Александровскую и Московско-Балтийскую дороги объединили в Московско-Белорусско-Балтийскую, поэтому вокзал сменил название на Белорусско-Балтийский. В мае 1936 года, после очередной реорганизации железных дорог, вокзал получил свое нынешнее наименование – Белорусский.

Во время I Мировой войны с Белорусского вокзала уходили эшелоны и сюда привозили раненых. Также здесь проходили проводы солдат на защиту Родины во время Великой Отечественной войны, а в 1945 году на вокзал прибыл самый ожидаемый поезд Берлин-Москва с победителями.

Белорусский вокзал в Москве часто называют кинозвездой. Именно здесь снимался известный фильм «Белорусский вокзал» и фильм «Летят журавли», а также сцены фильма «Сибирского цирюльника».

https://flic.kr/p/9H9zgn

В настоящее время на Белорусском вокзале 6 платформ и 11 путей, а также 2 здания для пассажиров, подземный тоннель, который соединяет привокзальную площадь, пригородные платформы и Ленинградский проспект. На перроне вокзала есть памятник «Прощание славянки», который открыт 8 мая 2014 года.

Белорусский вокзал является одновременно памятником русского зодчества, который охраняется государством,  и современным вокзальным комплексом, отвечающий мировым стандартам.

Казанский вокзал   

Казанский вокзал – это один из девяти железнодорожных вокзалов Москвы. Он располагается на Комсомольской площади, которую часто называют площадью «Трех вокзалов». С Казанского вокзала есть пересадка на станции метро «Комсомольская» (Кольцевая линия) и «Комсомольская» (Сокольническая линия), а также на железнодорожную платформу «Каланчевская».  Ежесуточно пассажиропоток этого вокзала составляет более 130 тысяч человек.

https://flic.kr/p/zReFWZ

Казанский вокзал является терминалом станции Москва-Пассажирская-Казанская. Он считается одним из самых крупных вокзалов в Европе и самым загруженным в Москве. Казанский вокзал обслуживает восточное, южное и юго-восточное направления, поэтому и пассажиропоток тут самый большой по сравнению с другими вокзалами. С него следуют скорые, пассажирские поезда, а также электрички в двух направлениях – на Муром и на Рязань, разветвление на которые происходит на станции Люберцы I.

Первое здание вокзала было деревянным, его построили в 1862 году, и оно являлось третьим на Каланчевском поле. Тогда вокзал назывался Рязанским, и Москва считалась станцией Рязанской железной дороги. 20 июля 1862 года первый поезд отправился по маршруту Москва-Коломна. Железную дорогу открыли с недоделками, поэтому из вагонов приходилось выпрыгивать, а дам выносили на руках.

https://flic.kr/p/A9GLVH

В 1864 году по проекту архитектора М. Ю. Левестама было построено каменное здание, над входом которого виднелась башенка с часами. Здание прослужило почти 50 лет и от него сохранилось только веерное депо, которое построено в итальянском стиле. Сейчас оно используется как вагоноремонтный цех. В 1893-1894 годах железную дорогу продлили до Казани, назвали ее Московско-Казанской, а вокзал получил свое нынешнее имя Казанский. С продлением дороги резко начал увеличиваться пассажиропоток и было решено строить новое здание вокзала.

Был объявлен конкурс на строительство здания вокзала, но все предложенные проекты имели недостатки и поэтому не были приняты. В 1910 году проводится реконструкция здания, которая позволяет расширить помещения для пассажиров, но она не решила все проблемы станции.

Снова был объявлен конкурс на строительство нового здания, которое по идее председателя правления железной дороги Н.К. Мекка должно было быть выполнено в русском стиле и стать центром площади. Здание должно было символизировать связь России с Азией. Проект назвали «Ворота на восток» и победителем конкурса в 1911 году стал А.В. Щусев, который предложил перенести фасад и главный вход с Рязанского проезда на Каланчевскую площадь и возвести здание в национально-романтическом стиле с применением элементов русского зодчества 17-го века и искусства востока. Архитектор задумал построить характерные для средневекового зодчества высокие крыши и многоярусную башню.

https://flic.kr/p/f9i9YY

В 1912 году было выполнено временное двухэтажное здание вокзала, а в 1913 году в него перевели все службы, старые постройки убрали и начали стройку нового здания. В мастерскую А.В. Щусева были приглашены лучшие инженеры, художники и архитекторы. Чтобы лучше понять образы русского зодчества и восточного искусства А.В. Щусевым были организованы научные работы и экспедиции в Нижний Новгород, Рязань. Художник А.Е. Яковлев посетил Китай, Монголию и Японию. Декоративное убранство создавала группа мастеров под руководством А.Н. Бенуа, роспись залов осуществляли художники Б.М. Кустодиев, З.Е. Серебрякова и другие.

Во время I Мировой войны и революции строительство было приостановлено и возобновилось только в 1918 году. Недостаток средств не дал реализовать планы стройки в полном объеме. В июне 1922 года были готовы новые пассажирские залы и временные деревянные постройки снесли. Официальной датой завершения первого этапа строительства считается 1926 год, второго этапа – 1940 год.

https://flic.kr/p/t2cDor

Во второй половине 20-го века Казанский вокзал развивается и обновляется, так открывается зал пригородного сообщения, который имеет выход на станцию метро. В 1970-х годах проводится реконструкция, которая увеличила пропускную способность станции. А в 1997 году построен самый длинный в столице подземный переход, который соединяет все три железнодорожных вокзала на Комсомольской площади. Сделано перекрытие над платформами и введено современное электронное оборудование, в том числе информационное табло. В 2002 году был открыт Сервис центр.

Сейчас на станции 9 платформ и 17 путей, в том числе 7 пригородных, 6 междугородних и 4 технических. Казанский вокзал представляет собой не только большой современный комплекс, который обслуживает огромное количество пассажиров, но и архитектурную достопримечательность Москвы, одно из самых известных произведений архитектора А.В. Щусева.

Ленинградский вокзал

Ленинградский вокзал – это один из девяти железнодорожных вокзалов Москвы. Также это единственный из основных вокзалов в Москве, который относится не к Московской, а к Октябрьской железной дороге. Он располагается на Комсомольской площади, которую часто называют площадью «Трех вокзалов». С Ленинградского вокзала есть пересадка на станции метро «Комсомольская» (Кольцевая линия) и «Комсомольская» (Сокольническая линия), а также на железнодорожную платформу «Каланчевская». Пассажиропоток этого вокзала оставляет около 500 человек в час.

https://flic.kr/p/23kpq16

Ленинградский вокзал является терминалом станции Москва-Октябрьская. Он считается самым старым вокзалом в Москве. Ленинградский вокзал можно назвать воротами на северо-запад Москвы. Поезда дальнего следования отправляются до Санкт-Петербурга, Великого Новгорода, Пскова, Мурманска, Петрозаводска, Таллина, Хельсинки. Пригородные электрички следуют до Зеленограда, Солнечногорска, Конаково, Клина, Сходни, Химок и Твери. Здание Ленинградского вокзала охраняется государством как памятник архитектуры, оно является точной копией Московского вокзала в Санкт-Петербурге.

В 1842 году Николай I подписал указ о строительстве железной дороги между Москвой и Санкт-Петербургом. Также он решил, что здания вокзалов будут одинаковы в этих городах. Разработать проекты вокзалов было поручено архитектору К.А. Тону, автору таких знаменитых строений как храм Христа Спасителя и Большой Кремлевский дворец в Москве.

https://flic.kr/p/8XxcGB

Здание вокзала было решено строить на Каланчевском поле, там никому не мешали шум поездов и искры, которые летели от паровозов. Сооруженное двухэтажное здание имело длину  25  саженей  и  ширину 12 саженей. Если считать, что одна сажень соответствует 2,48 м, то для того времени постройка была внушительных размеров. На первом этаже располагался большой вестибюль и залы для пассажиров и императора, а на втором этаже находились специалисты железной дороги.

Внутренняя отделка здания была роскошной – дубовый паркет и облицовочные мраморные печи, а особенно великолепными были императорские покои с дубовыми дверями и зеркальными шкафами. К зданию вокзала примыкал широкий крытый перрон с двумя путями и пассажирскими платформами. 19 августа 1851 года Николай I в сопровождении супруги, наследника, придворных и князей проследовали по железной дороге из Санкт-Петербурга в Москву.

https://flic.kr/p/dDxdjX

Официальное открытие железной дороги состоялось 1 ноября 1851 года и в 11.15 утра первый поезд со 192 пассажирами отправился из Санкт-Петербурга, который прибыл в Москву через 21 час 45 минут.

Первоначально с 1849 года до 1855 года вокзал назывался Петербургским, а железная дорога Петербург-Московская. В 1955 году по указу Александра II вокзал получил название Николаевский, как и железная дорога. В 1923 году вокзал и дорога были переименованы и стали Октябрьскими. Через год, когда Санкт-Петербург был переименован в Ленинград, вокзал стал называться также. Ленинградским он остается и сейчас, несмотря на то, что городу вернули историческое название – Санкт-Петербург. А железная дорога так и осталась называться Октябрьской.

К  концу  19-го  века   ежедневно   между   городами   курсировало   32   пассажирских   и 60 товарных составов. В 1934 году были возведены новые билетные кассы и зал для транзитных пассажиров, открылись справочное бюро и почта, а в бывших царских покоях оборудована комната матери и ребенка. В 1950 году был проведен капитальный ремонт зданий.

https://flic.kr/p/Aus6D9

Во время реконструкции в 1970-х годах было добавлено левое трехэтажное крыло, в котором располагается медпункт и гостиница, зал для транзитных пассажиров и сервисные службы. В первоначальном виде сохранилась только фасадная часть, которая выходит на Комсомольскую площадь. Также были выстроены новые залы и построен переход из здания к станции метро. Сейчас на Ленинградском вокзале 10 путей. Поезда дальнего следования обслуживают пять путей, а на остальные прибывают пригородные поезда.

За время существования Октябрьской железной дороги увеличился пассажиропоток станции, также изменения произошли в подвижном составе и применяемых технологиях. Например, современные скоростные поезда «Сапсан» развивают скорость до 250 км/ч и связывают Москву с Санкт-Петербургом и Нижним Новгородом. Планируется строительство скоростной линии до аэропорта Шереметьево.

Ярославский вокзал

Ярославский вокзал – это один из девяти железнодорожных вокзалов Москвы. Он располагается на Комсомольской площади, которую часто называют площадью «Трех вокзалов». С Ярославского вокзала есть пересадка на станции метро «Комсомольская» (Кольцевая линия) и «Комсомольская» (Сокольническая линия), а также на железнодорожную платформу «Каланчевская». Пассажиропоток Ярославского вокзала составляет 8 тысяч человек в час.

https://flic.kr/p/iNmtpd

Ярославский вокзал является терминалом станции Москва-Пассажирская-Ярославская. Он считается крупнейший по объему перевозок в Москве. На Ярославском вокзале начинается самая протяженная во всем мире Транссибирская магистраль Москва-Владивосток, длина которой равна 9302 км. Отсюда отправляются поезда по самым протяженным маршрутам – к Тихому океану и Белому морю, к Волжским берегам в Кострому и Ярославль, в Китай и Монголию. Пригородные электропоезда отправляются по следующим направлениям: Александров I, Балакирево, Болшево, Зелёный Бор, Красноармейск, Монино, Мытищи, Пушкино, Сергиев Посад, Софрино, Фрязево, Фрязино-Пассажирская и Щёлково.

Идея строительства железной дороги появилась в 19-м веке, когда было определено, что по дороге в сторону Ярославля на различном транспорте – от телег до карет в год проезжает свыше 150 тысяч человек и провозится около 4 млн пудов разных грузов. А также несколько раз в год тысячи паломников направляются в Сергиев Посад в Троице-Сергиеву Лавру. Инициатором строительства железной дороги в сторону Ярославля был профессор математики МГУ Ф.В. Чижов, который внес существенный вклад в развитие промышленности и торговли России. Чижов сумел заинтересовать в стройке молодых купцов, в том числе обеспеченного предпринимателя И. Мамонтова, отца знаменитого в будущем мецената С. Мамонтова.

https://flic.kr/p/2cxcKPA

24 июля 1958 года император Александр II разрешил провести исследования по строительству дороги, для чего в мае 1959 года было утверждено Общество Московско-Ярославской железной дороги. Своей первостепенной задачей учредители считали общественную пользу будущей дороги, а не получение дохода.

Проектирование вокзала было поручено петербургскому архитектору Р.И. Кузьмину, который взял в помощники мастера архитектуры С.Л. Шустова. Место для стройки было определено  по  одной  линии  с  Николаевским,  сейчас  Ленинградским  вокзалом.  В 1862 году было возведено изящное и строгое двухэтажное белое здание.

Строительство дороги длилось 3 года и к лету 1862 года работа была окончена. 22 июля произвели тестовый выезд паровоза с платформой, на которой в палатке были инженеры и члены приемочной комиссии. 18 августа 1862 года дорога и станция были освящены, после чего ежедневное движение поездов было открыто. Эта была первая русская – без привлечения иностранных вложений железная дорога. До 1870 года поезда направлялись только до Сергиева Посада. Длина пути составляла 69 км.

https://flic.kr/p/6ASZkf

С момента открытия дороги в 1862 году вокзал и дорога назывались Троицкими, так как соединяли столицу и Сергиев Посад, где находится Свято-Троицкая Сергиева Лавра. В 1870 году,  когда  дорогу  продлили до Ярославля, вокзал стал называться Ярославским. С 1 января 1907 года Московско-Ярославско-Архангельская и Петербурго-Вологдо-Вятская железные дороги стали Северными железными дорогами, а Ярославский вокзал Северным. В 1936 году Ярославский вокзал вернул свое прежнее название.

До  конца  19-го  века  Ярославский  вокзал  практически не изменился, а сделанная в 1900 году пристройка и надстройка здания почти не решили проблемы недостатка площадей при увеличенном пассажиропотоке. Решено было построить новое здание, проект которого был подготовлен Ф. Шехтелем и был одобрен во всех инстанциях, а также Николаем II. Стройка началась весной 1902 года и завершилась в 1907 году.

По площади новое здание станции стало втрое больше старого и сделанное в неорусском стиле было интересным как снаружи, так и внутри. Шехтель смог применить принцип древнерусского зодчества и соединил в одно целое несколько разных по форме и размеру построек. Над входом в нише фронтона изображены гербы городов Москвы, Ярославля и Архангельска. Светлый фасад и приглушенные тона керамического панно, на которых изображена растительность напоминают о холодном севере.

https://flic.kr/p/9KHL8Y

После реконструкции 1995 года на первом этаже здания появился кассовый зал и был открыт еще зал ожидания, а также смонтированы автоматическая система пожаротушения и электронная информационная система.

На  станции  всего  16  путей.   Из  них  6  используются для поездов дальнего следования, 2 предназначаются для поезда Спутник, а оставшиеся 8 – обслуживают пригородные поезда.

Ярославский вокзал по своим функциям является большим современным общественным заведением, внешний вид которого напоминает сказочный терем.

Железнодорожные вокзалы в Москве – это памятники архитектуры, которые кроме своей исторической значимости, представляют еще и огромную пользу для людей. Каждый из вокзалов столицы играет важную роль для успешного функционирования российского железнодорожного узла.

Понравилась статья? Не забудьте поделиться!
Оцените статью:
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (3 оценок, среднее: 4,33 из 5)
Загрузка...


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *