Мосты Санкт-Петербурга – неотъемлемая составляющая города (часть 1)

Одним из обязательных пунктов при посещении северной столицы России является осмотр величественных мостов, красота которых непременно понравится каждому туристу. Разводные, подвесные, транспортные, пешеходные, железнодорожные и старинные мосты Санкт-Петербурга являются неотъемлемой составляющей города, без которых, современный Питер утратил бы свое неповторимое очарование. Ведь не зря же этот город называют Северной Венецией, его словно сказочной голубой сетью пронизывает множество водоемов.

Те, кто еще ни разу не любовался красотой белых ночей Санкт-Петербурга, наверняка не сразу поверят в то, что в черте города находится более сотни разных рек, озер и прудов. Именно поэтому мосты в Санкт-Петербурге уже давно перестали быть редкостью. Посмотреть все мосты Питера вряд ли у кого-то получится, ведь только в черте города их насчитывается 342, а еще больше сотни располагаются в пригородах. Эти сооружения, которые соединяют берега рек и каналов Санкт-Петербурга, стали настоящими произведениями искусства. Причем многие из них давно превратились в уникальные городские достопримечательности, а некоторые вообще стали неизменными символами северной столицы.

https://flic.kr/p/HJ983y

Особенной популярность у туристов пользуются Дворцовый мост, который красуется на фоне Петропавловского собора; Благовещенский мост, ставший первым постоянным мостом, связывающим берега Невы; мост Александра Невского, являющийся самым длинным из всех разводных мостов.

Дворцовый мост

Общие сведения. Дворцовый мост является разводным мостом через реку Неву в Санкт-Петербурге. Он соединяет центральную часть города и Васильевский остров. Этот мост находится на оси Дворцового проезда и Биржевой площади. Дворцовый мост предназначен для автомобилей и пешеходов. Свое название мост получил от близости с ним Зимнего дворца и Дворцовой набережной. С 1918 года мост был переименован в Республиканский, а в 1952 году ему возвращено историческое название.

Характеристики моста. Дворцовый мост представляет собой пятипролетную чугунную конструкцию с металлическими сквозными фермами и с разводным центральным пролетом. Его длина составляет 250 м, а ширина 27,7 м. Разводной двукрылый пролет шириной 56,5 м является одним из крупнейших в мире. Масса металлических пролетных конструкций составляется 4970 т, а противовесов – 2800 т. Мост разводится с помощью современной гидравлической системы. При разводке противовесы опускаются в колодцы опор, которые расположены на глубине до 6 м ниже ординара воды в Неве. Весь цикл разводки занимает по времени 5 минут, столько же требуется, чтобы соединить мост.

https://flic.kr/p/85bkvg

Дворцовый мост освещают 28 фонарей, которые закреплены на 16 столбах. Решетка состоит из 156 секций, каждая из которых весит 280 кг. Этот мост считается одним из самых сложных сооружений не только в России, но и за границей. Вид Дворцового моста в разведенном положении на фоне Петропавловского собора считается одним из символов Санкт-Петербурга.

Краткая история.  Открытие  изначально  плашкоутного моста состоялось в декабре 1856 года,   когда   к   Зимнему   дворцу   переместили   наплавной   Исаакиевский  мост.  В 1856-1987 годах его перенесли немного ниже первоначального места. В 1911-1916 годах продолжалось сооружение уже постоянного моста, а наплавной мост передвинули к Сенатской площади, где он сгорел в 1916 году. До 1939 года мост украшали деревянные перила, установленные как временные, только позже сменили на чугунные литые перильные решетки. А вот парадные фонарные столбы с орлами, которые были в проекте, так и не воплотились в жизнь.

https://flic.kr/p/29J9wd3

Капитальный ремонт моста проводился в 1967 году, а в 1977 году была проведена реконструкция разводной части, настила и фонарей. В 1994 убрали трамвайные пути. Следующую реконструкцию провели в 1997 году. Последняя реконструкция моста проводилась в 2012-2013 годах, в это время движение по мосту не прекращалось. Разводной механизм со дня открытия моста до этой реконструкции был электромеханическим. В ходе ремонта разводная часть была модернизирована, ее оснастили современной гидравлической системой. При этом на неразводных частях моста сохранились заклепки еще с царских времен.

Благовещенский мост

Общие сведения. Благовещенский мост является разводным мостом через реку Неву в Санкт-Петербурге. Он соединяет между собой Адмиралтейский район с Васильевским островом. Это первый постоянный мост через Неву: как по времени постройки, так и по месту расположения. Мост находится между площадью Трезини Университетской набережной и площадью Труда Английской набережной. По оси моста проходит водораздел между Финским заливом и Большой Невой. Благовещенский мост предназначен для автомобилей и пешеходов.

https://flic.kr/p/PFTLTQ

Проектное название моста было «Невский мост». Открытый в 1850 году мост был назван Благовещенским по находившейся рядом Благовещенской площади и Благовещенского собора (снесен в 1929 году). В 1855 году после смерти императора мост стали называть Николаевским. В 1918 мост был переименован в мост Лейтенанта Шмидта, в память о руководителе восстания на крейсере «Очаков» в 1905 году. В 2007 году мосту возвращено название Благовещенский.

Характеристики моста. Благовещенский мост является восьмипролетным, из которых семь перекрывают стальные пролетные строения и восьмой – разводной, двукрылый, расположенный в центре реки. Длина моста равняется 331 м, а ширина – 37 м. Общий вес металлоконструкций составляет 4360 т.

https://flic.kr/p/sMFHjd

Масса крыльев разводного пролета равняется 597 т каждое. Во время реконструкции Благовещенского моста в 2005-2007 годах крылья были оперты на концы ферм постоянных пролетов. Это необычное решение позволило снизить часть веса с разводного пролета, в итоге отпала необходимость в перестройке его опор. Также впервые в истории мостостроения противовесы были сделаны с использованием свинцовых блоков. Разводка происходит с помощью новейшей гидравлической системы. Павильоны для механиков находятся прямо на поверхности моста.

На Благовещенском мосту установлены уникальные чугунные перила по рисунку архитектора Александра Брюллова, старшего брата художника Карла Брюллова. Основным мотивом рисунка являются гиппокампы, мифологические морские лошади с рыбьими хвостами. Для освещения на мосту установлено 22 опоры. Ограждение, фонари и павильоны моста являются объектом культурного наследия.

https://flic.kr/p/2cEpscD

Краткая история. Проекты постоянных мостов через Неву стали разрабатываться в Санкт-Петербурге уже в середине 18-го века, но их возведение были довольно дорогим удовольствием. Нева – глубокая река с мощным течением. К тому же из залива в Неву входили суда с высокими мачтами, а значит нужны были разводные мосты. Поэтому в этом месте долгое время обходились плашкоутными или наплавными мостами, они представляли собой временные конструкции. В 1843 году состоялась закладка нового моста. Торжественное открытие моста состоялось в 1850 году. На тот момент Благовещенский мост был самым длинным в Европе, его протяженность составляла около 300 м.

Уже в 19-м веке разводной пролет моста стал узким для больших океанских судов. В начале 20-го века инженеры разработали несколько проектов реконструкции. Задумывалось перенести разводной пролет в центр моста. Но воплощению в жизнь этой идеи помешали Первая мировая война и революция.

https://flic.kr/p/PVx3z3

В 1936-1938 годах мост был перестроен. Количество пролетов сохранилось прежним – восемь, но разводным стал средний пролет. Также увеличилась на 4 м ширина (до 24 м). Мост разводился с помощью электромеханического привода. В 1975–1976 годах был произведен капитальный ремонт. Деревянный настил разводного пролета заменили металлическим. В 2005-2007 годах была проведена полная реконструкция моста. Стальные конструкции полностью заменили. Значительно увеличили разводной пролет. Мост стал намного шире, с него убрали трамвайное движение. Гидравлическая система разводки сделала подъем крыльев моста плавным и быстрым.

Мост Александра Невского

Общие сведения. Мост Александра Невского является разводным мостом через Неву в Санкт-Петербурге. Он соединяет центральную часть города и правый берег Невы. Именно в этот мост упирается известный Невский проспект, а если точнее завершающая его площадь Александра Невского, с другой стороны находится Заневский проспект. Мост Александра Невского предназначен для автомобилей, пешеходов и трамваев. Проектное название моста было Старо-Невский. Современное название он получил в 1965 году в честь новгородского князя Александра Невского.

Характеристики моста. Мост Александра Невского представляет собой семипролетное железобетонное строение с разводным пролетом посередине и пандусами на обоих берегах. Он считается самым длинным из разводных мостов в черте города. Его длина составляет 629 м, а вместе с береговыми сооружениями – 907,7 м, при ширине моста 35 м.

https://flic.kr/p/29LoGEG

Мост Александра Невского является самым высоким мостом через Неву в пределах города. Высота разводного пролета составляет 11 м, ширина – 50 м. Разводка происходит с помощью гидравлического привода. Два крыла поднимаются за 2 минуты.

Строение разводного пролета в поперечном сечении состоит из четырех балок, в закрытом состоянии – консольная балка. Постоянные пролеты перекрыты неразрезными балками с жесткой заделкой на промежуточной опоре. В качестве высокопрочной арматуры использованы ванты (стальные тросы), диаметр которых достигает 70 мм. Натяжение тросов регулируется специальными лебедками в зависимости от температуры окружающего воздуха. Ванты вместе с электрическими кабелями охватывают весь мост через сквозные проемы. Эта переправа в Санкт-Петербурге является единственной, где использована такая арматура.

Краткая история. Переправа в этом районе Невы планировалась еще в 30-х годах 20-го века, но только к концу 1950-х на правом берегу реки началось массовое жилищное строительство. Город, отроенный после войны, стремительно рос: появлялись жилые кварталы на Охте, проектировались новые районы.

https://flic.kr/p/6UGLiA

Мост строился в 1960-1965 годах. Его стратегической задачей было решение проблем с транспортом для Малой Охты. Победителем в конкурсе был проект группы авторов организации «Ленгипротрансмост». Однако при строительстве были допущены технологические ошибки. Со временем гидроизоляция была изношена, а стальные напрягаемые канаты корродировали. Так к 1967 году 56 тросов лопнуло. Из-за бездействия властей мост продолжался разрушаться до 1982 года, когда в воду рухнул 700-тонный противовес левого крыла. Мост был закрыт, поэтому временно наладили паромное сообщение. Позже движение по мосту было возобновлено, но основные конструктивные дефекты не были устранены.

В 2000-2001 годах была проведена реконструкция моста. Для движения мост был закрыт только на 4 месяца в период ремонта разводного пролета. Во время реставрационных работ стационарные пролетные строения были укреплены установкой дополнительных канатов напрягаемой арматуры, а также стальных листов на нижних плитах коробчатых балок; осуществлена замена гидроизоляции проезжей части и дорожного покрытия, поменяна ортотропная плита на разводном пролете, плиты перекрытия опор, выполнен ремонт тротуаров строения; усовершенствовано имевшееся и установлено новое оборудование разводного пролета. В 2003 году к юбилею города была установлена система подсветки моста.

Посещая северную столицу России в первый раз, туристы непременно познакомятся со многими мостами города, даже если не будут ставить себе такой цели. Мосты Санкт-Петербурга – это неотъемлемая часть архитектуры города, его большой истории и просто необходимость инфраструктуры.

Понравилась статья? Не забудьте поделиться!
Оцените статью:
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *