Величественная красота московских мостов (часть 2)

Многим жителям и гостям Москвы нравится совершать прогулки по столице России. При этом незабываемое впечатление и максимальное удовольствие от такого способа отдыха можно получить, если на город открывается невероятно красивый вид. Самые удивительные и живописные мосты Москвы, демонстрируя городские широты, способны не только вдохновить всех, но и очаровать своими архитектурными и дизайнерскими решениями.

Мосты в Москве стали появляться одновременно с зарождением города. Местность, которая была изрезана руслами многочисленных рек, ручьев и оврагов вынуждала первых жителей города к возведению мостов для налаживания сообщения с разными уголками Москвы. В настоящее время в столице России насчитывается свыше 450 мостов. Это и мосты-путепроводы, и переправы через реки, каналы, акведуки, мосты в парках и на территории предприятий и многие другие. Мостов, которые имеют историческое или художественное значение насчитывается около 50, а самыми знаменитыми из них являются Большой Каменный мост, Большой Москворецкий мост, мост Богдана Хмельницкого, Пушкинский мост и Крымский мост.

Большой Каменный мост

Большой Каменный мост является одним из самых известных мостов Москвы, да, пожалуй, и всей России. На всех изображениях, будь то фотографии, открытки или постеры, где есть Кремль, обязательно фигурирует и Большой Каменный мост. Это строение соединяет два берега Москвы-реки. Он предназначен как для пешеходов, так и для автомобилей. Несмотря на свое название Большой Каменный мост – металлический. С одной стороны моста находится Боровицкая площадь, улицы Знаменка и Моховая недалеко от Боровицкой башни Кремля, а с другой стороны расположены Болотный остров и улица Большая Поляна.

https://flic.kr/p/oiU9y1

В древности до 15-го столетия на этом месте был наплавной мост, который представлял собой настил из бревен, уложенный на основание из плотов. Подобная переправа была очень практична и удобна в использовании, а при необходимости, в случае покрытия реки льдом или набегов врагов, её можно было быстро разобрать.

Когда набеги татарских войск на город прекратились, а количество жителей Замоскворечья значительно выросло, возникла необходимость в постоянном крепком мосту. В 1643 году царь Михаил Романов пригласил для строительства первого постоянного каменного моста архитектора Ягона Кристлера из Страсбурга. По тем временам задуманное строение должно было стать величественной конструкцией. Высота моста планировалась свыше 30 м, основой должны были быть быки-ледорезы, которые обработаны металлом, чтобы защитить мост во время схождения льда. В итоге он должен был получиться настолько прочным, чтобы выдержать даже пушечные выстрелы. Но смерть Кристлера приостановила возведение переправы на длительное время.

https://flic.kr/p/o26XSK

Строительство моста было завершено полностью только в 1682-1687 годах. Руководил проектом монах, имя которого неизвестно. В итоге вышло масштабное сооружение. Длина моста составляла 170 м в длину и 22 м в ширину. Всего мост имел 8 арок, центральные из которых были с пролетами в 15 м для того, чтобы под ними могли проходить суда. Для защиты моста от вражеских нападений на правом берегу реки была построена башня с шатрами. Мост стал не только переправой между двумя берегами, но и предоставил возможность вести торговлю, так как по обе стороны располагались переносные лавки.

Длительное  время   Большой   Каменный   мост  через  Москву-реку служил городу. К 1859 году переправа обветшала и нуждалась в обновлении. Каменный мост снесли, а на его месте возвели первый в Москве металлический трехпролетный мост.

https://flic.kr/p/2awDZNW

Современный вид Большой Каменный мост обрел уже в 1938 году. Проектом занималась группа  специалистов  в   составе инженера Н.Я. Калмыкова и архитекторов: В.А. Щуко, В.Г. Гельфрейха  и  М.А. Минкуса.  Общая длина моста вместе с подъездами составляет 487 м. Ширина речного пролета равняется 105 м, а береговых – 42,5 м. Ширина моста достигает 40 м. Перилами являются чугунные литые решетки.

С Большого Каменного моста открывается невероятный вид на многие московские достопримечательности. С этого моста можно увидеть Кремль, Храм Христа Спасителя, Дом на набережной и три основных набережных города.

Большой Москворецкий мост

Большой Москворецкий мост является одним из мостов через Москву-реку. Известный мост находится недалеко от Беклемишевской башни Кремля. Название мосту дано по Москворецкой набережной. Этот автомобильно-пешеходный мост соединяет Красную площадь, Васильевской спуск, улицу Варварку с улицей Большой Ордынкой. Продолжением моста служит Малый Москворецкий мост через Водоотводной канал.

https://flic.kr/p/tddzTi

В средние века начиная с 1498 года на этом участке Москвы-реки был наплывной мост, который соединял Серпуховскую и Тверскую дороги. Долгое время стационарные конструкции не возводили, так как Москва-река была отличной естественной преградой для врагов, которые устраивали набеги с юга. Только в 1789 году, когда эта опасность стала меньше, был сделан деревянный мост, который установили на сваях. В 1829 году мост уже не справлялся с большими грузопотоками и его снесли, возведя на этом месте трехпролетную конструкцию. Новый мост также был деревянный с каменными опорами. В 1870 году во время пожара мост сгорел и спустя два года на сохранившихся опорах установили уже металлические пролеты.

Современный Большой Москворецкий мост представляет собой монолитную железобетонную конструкцию. Построен нынешний мост был в 1936-1937 годах по проекту архитекторов А.В Щусева, П.М. Сардаряна и инженера В.С. Кириллова. Длина моста составляет 554 м, а ширина – 40 м.

https://flic.kr/p/Us2S7A

Панорамы, которые открываются с этого моста по-настоящему восхитительны. Чтобы было комфортно ими любоваться, архитекторы придумали специальные балконы. Их фасады выложены розовым гранитом, который гармонично сочетается со стенами Кремля. Проезжая часть и балконы моста надежно ограждены каменными парапетами.

В конце большого моста есть меньшее строение, которое проложено через канал реки. Именно на него в 1987 году посадил свой самолет известный летчик из Западной Германии Матиас Руст. В настоящее время на Большом Москворецком мосту насчитывается восемь автомобильных полос движения. Но городскими властями принято решение сократить автомобильную дорогу на одну полосу, чтобы таким образом расширить пешеходную зону.

В феврале 2015 года на Большом Москворецком мосту был застрелен политический деятель Борис Немцов. На месте гибели политика поддерживается «народный» мемориал с неофициальным названием «Немцов мост».

https://flic.kr/p/WMjc2X

В любое время года на Большом Москворецком мосту прогуливается множество туристов. Он притягивает гостей не только красивой архитектурой и своей историей, но еще и невероятными панорамами на главные достопримечательности Москвы – Кремль, Васильевский спуск, Москворецкую, Раушскую и Софийскую набережную. Счастливые молодожены, которые желают иметь в своем свадебном альбоме фотографию с видом на Кремль, в хорошую погоду тоже обязательно посещают Москворецкий мост. Тут же можно провести съемку на фоне красивых пейзажей набережной Москва-реки.

Мост Богдана Хмельницкого

Мост Богдана Хмельницкого является пешеходным мостом через Москву-реку. Он соединяет Ростовскую и Бережковскую набережные, которые расположены недалеко от Киевского вокзала. Отсюда и первоначальное название (Киевский мост) сооружения, открытого в 2001 году, а спустя три года его переименовали в честь известного украинского гетмана.

https://flic.kr/p/atveT5

Этот мост был построен на основе Краснолужского моста, который соединял Бережковскую и Лужнецкую набережные с 1907 года. Старый мост был выполнен по проекту    архитектора    А. Померанцева,    конструктора   Л. Проскурякова  и   инженера П. Каменцева. В августе 2000 года пролеты нового моста (длиной 135 м и весом 1400 т) были перемещены на 2,5 км выше по течению Москвы-реки, где его установили на новые опоры. Архитектором нового моста является Ю. Платонов.

Общая длина моста составляет 235 м, а общая масса мостовой конструкции – 1750 т. Основной несущей конструкцией моста является арка железнодорожного Краснолужского моста, изначальный вид которого полностью спрятан под синим стеклянным колпаком. Железобетонные устои моста вынесены с берегов в русло реки. Их оформление и архитектурная обработка пролетов сделаны в стиле венского модерна и напоминают очертания Краснолужского моста.

Под стеклянным колпаком пешеходного моста находятся магазины, кафетерии, сувенирные киоски и смотровые площадки с балкончиками. Чтобы попасть на смотровую площадку нужно пройти через двери изнутри или подняться по лестницы с улицы. С балконов открываются прекрасные виды на набережную Тараса Шевченко, Дом Правительства, верхнюю часть здания гостиницы «Украина», МГУ, Воробьевы Горы и купола Новодевичьего монастыря и колокольни.

https://flic.kr/p/NbfdSd

Интересные факты связаны с этим мостом. Он был площадкой для съемки сцены из фильма «ТАСС уполномочен заявить» снятой в 1984 году, в которой отображались реальные события 15 июля 1977 года. Тогда на Краснолужском мосту была задержана сотрудница ЦРУ Марта Петерсон, которая пыталась сделать в одном из устоев моста тайник для одного из сотрудников советского Министерства иностранных дел.

Однако не все, что довелось «увидеть» мосту Богдана Хмельницкого имеет печальную историю. Именно тут устанавливался один из самых романтичных мировых рекордов. В 2002 году на мосту целовались одновременно 1113 пар. С тех пор это место считать местом поцелуев, куда по традиции приходят влюбленные, которые желают никогда не расставаться и всегда быть рядом.

Пушкинский мост

Пушкинский мост является пешеходным мостом, который был построен через Москву-реку в Москве. Он соединяет Пушкинскую набережную Нескучного сада с Фрунзенской набережной. Мост был построен в 1999-2000 годах. При его возведении использовали конструкцию старого Андреевского моста, а именно – основную арку.

https://flic.kr/p/EweWSE

Над конструкцией Андреевского моста трудились лучшие инженеры по мостостроению того времени: Л.Д. Проскуряков и П.Я. Каменцев. Он был построен в 1905-1907 годах. Архитектором проекта является А.Н. Померанцев. Он считался памятником архитекторы и инженерного искусства.

Главная арка пешеходного моста, массой около 1500 т была перемещена на новое место тремя баржами в 1999 году. Все работы заняли 11 месяцев, судоходство по реке было закрыто на восемь с половиной суток, а сама буксировка произошла 22 мая 1999 года. В связи с тем, что русло реки на новом месте шире, то со стороны Фрунзенской набережной арка опирается на выносную русловую опору, а не на шарнир береговой опоры. Между берегом и шарниром арки есть два железобетонных пролета по 25 м. Основной арочный пролет конструкций моста составляет в длину 135 м.

В связи с тем, что при строительстве Пушкинского моста применяли конструкцию старого Андреевского, на входе со стороны Пушкинской набережной осталась табличка с краткой историей Андреевского моста, поэтому Пушкинский мост часто называют Андреевским. Кроме того, на многих картах Москвы мост обозначается как Андреевский. Также под таким именем он входит и в ряд энциклопедий и справочников. Поэтому хоть его наименование Пушкинский, его часто называют Андреевский.

https://flic.kr/p/FMqzAq

Нижняя часть Пушкинского моста представляет старинную ажурную арку, которая опирается на каменные опоры, а верхняя – полупрозрачную галерею с мраморными полами. С моста открывается живописный вид на Кремль, Храм Христа Спасителя, известные московские высотки, Шуховскую телебашню и многие другие интересные достопримечательности столицы.

В теплое время года на набережной около моста по вечерам собираются ученики танцевальных студий. Тут можно просто посмотреть на танцующих или даже присоединиться к ним. Непосредственно на мосту иногда организуются выставки, а мост выступает одним из обязательных объектов, которые посещают молодожены в день свадьбы.

Крымский мост

Крымский мост является висячим мостом через Москву-реку. Он считается одним из наиболее красивых мостов в столице. Этот мост кардинально отличается от других московских мостов своей конструкцией и его часто относят к символам города. Крымский мост является неотъемлемой частью круговой дороги Садового кольца и соединяет разместившуюся на северо-западной стороне Крымскую площадь с улицей Крымский Вал на другой стороне.

https://flic.kr/p/qgVC1z

Крымский мост построен в 1938 году согласно Генерального плана реконструкции Москвы 1935 года по проекту архитектора А. Власова и инженера Б. Константинова. Мост является третьим по счету сооружением через водную преграду на данном месте.

А предыстория моста следующая. В Средневековье Москва-река в этом месте была неглубокой, мелководной и через нее переходили вброд. Начало строительства плотины и Водоотводного канала в 80-е годы 18-го века существенно подняло уровень воды. Это обусловило  необходимость  в  устройстве моста, к возведению которого приступили в 1789 году. Он представлял собой деревянную наплавную конструкцию и назывался Никольским. Просуществовал этот мост менее века и обветшал. На смену старому мосту по проекту инженера городской управы В.К. Шпейера сделали новый металлический мост. Мост получил название от существовавшего в древности Крымского брода, по которому осуществляли переход через реку крымские татары во время своих набегов на столицу.

https://flic.kr/p/MdKmMK

А уже в советский период, в 30-е годы при проведении работ по реконструкции города появился новый висячий мост, который насчитывает три пролета. Его длина составляет 668 м, а ширина – 38,5 м. Высота конструкции равняется 28,7 м.

Особенность проекта моста состоит в том, что соединение четырех пилонов между собой выполнены не балками как обычно делают, а цепями. Благодаря такому решению мост выглядит легким, почти невесомым. И это при немалом весе конструкции, которая насчитывает десять тысяч тонн. Решением московских властей Крымский мост был включен в число охраняемых объектов городского культурного наследия.

В 2001 году была проведена реконструкция Крымского моста, в ходе которой полностью поменяли покрытие на проезжей и пешеходной частях, а вместо сборных плит положили монолитные. Также обновили гидроизоляцию и выполнили антикоррозийную профилактику металла. В ходе работ поменяли также 5,5 тысяч кв. м гранитных облицовочных плит.

https://flic.kr/p/Vv6yP1

С Крымского моста открывается красивый вид на самые известные объекты Москвы: Фрунзенскую набережную и парк Горького, Крымскую, Пушкинскую и Пречистенскую набережные, памятник Петру I, Центральный дом художника, который находится на Крымском валу. Как и многие другие мосты, особенно величествен Крымский мост в темное время, когда вечерние огни играют своими переливами, а разноцветные блики танцуют в отражении воды.

Сегодня многие мосты Москвы являются достопримечательностями города и кроме своих основных значений – переходов через реки, они включены в туристические маршруты для пеших прогулок по столице.

Понравилась статья? Не забудьте поделиться!
Оцените статью:
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *