Исторические достопримечательности Смоленска

Смоленск является одним из самых древних русских городов и располагает большим числом достопримечательностей: архитектурными старинными и современными сооружениями, памятниками, музеями, театрами, парками и т.д. Исторические места, вызывающие особое внимание, с каждым годом притягивают в город все больше туристов. Главными туристическими объектами в Смоленске являются Смоленская крепостная стена, Успенский кафедральный собор, храмы 12-го века, усадебные комплексы, парки и скверы.

Смоленская крепостная стена, в прошлом служившая защитным сооружением города, выстроена в 1595-1602 годах под руководством древнерусского зодчего Фёдора Коня. Для обороны Российского государства эта городская стена имела огромное значение. Большую часть крепости в ночь с 4 на 5 ноября 1812 года уничтожили отступающие войска императора Наполеона I.

Создавая план оборонного сооружения, Фёдор Конь использовал старые приёмы: кладка цоколя с валиком, полубутовая кладка, арки устраивались на внутренней стороне стены, боевой ход ограждался зубцами по форме ласточкиного хвоста, белокаменные детали, угловые и промежуточные башни и другое. Однако Фёдор Конь внёс и много новшеств: он придумал возвести стену намного выше прежних, построить башен гораздо больше, чем обычно.

https://flic.kr/p/auP5qb

Строительство шло полным ходом. Строителям приходилось жить в тяжелых условиях и работать от зари до зари, получая наказание за малейшее неповиновение. Из-за холода, голода, болезней и разбоя многие погибали или становились калеками. Строительные работы не прекращались ни на сутки.

Смоленская крепостная стена имела протяженность – 6,5 км, количество башен – 38. До настоящего времени сохранилось около 3,3 км стен.

Городская стена имела трехъярусную систему боя. В прямоугольных печурах был оборудован подошвенный бой. В центре стены, в траншее сводчатых камер, в которых стояли пушки, размещался средний бой. Стрелки поднимались по приставленным деревянным лестницам. На верхней боевой площадке, которая ограждалась зубцами, располагался верхний бой. Глухие и боевые зубцы чередовались. Невысокие кирпичные перекрытия возвышались между зубцами. Воины из-за перекрытий стреляли с колена. Площадка была накрыта двухскатной тисовой крышей, которая предохраняла орудия от осадков.

Особое значение в крепости имели её башни, которые служили для наблюдения; с них велся продольный обстрел стен и подступов к ним; их использовали для защиты ворот, укрытия войск; здесь находились опорные пункты обороны. В Смоленской стене не было одинаковых башен. Высота и форма сооружений определялись рельефом.

https://flic.kr/p/qGxutf

Девять башен имели проезжие ворота. Фроловская (или Днепровская) являлась главной проезжей башней, через нее пролегал выезд к столице Российского государства. Молоховская башня была второй по значимости и открывала дорогу на Киев, Рославль, Красный.

Семь дополнительных воротных башен были построены попроще и не играли такую важную роль, как две первые. С тринадцатью глухими башнями прямоугольной формы чередовались семь шестнадцатигранных и девять круглых.

Свято-Успенский кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы Смоленской епархии Русской православной церкви расположен на Соборной горе в центральной части Смоленска. Возведен в конце 17-го – начале 18-го веков на месте одноименного собора 12-го века в честь героической обороны Смоленска 1609–1611 годов. До сих пор внутри сохранились оригинальное убранство и иконостас в стиле киевского барокко.

Кроме того соборный ансамбль включает надвратную Богоявленскую церковь с деревянным завершением (1785–87 гг.), предназначенную для богослужений в холода, колокольню (1767–72 гг.) и комплекс архиерейского двора с церковью Ио­ан­на Пред­те­чи (1780-е гг.).

https://flic.kr/p/D1HHvE

Первый собор посвященный Успению Пресвятой Богородицы (воспоминанию кончины Божией Матери) был основан в 1101 году Владимиром Мономахом. Получив во владение суздальскую и смоленскую земли, Владимир Мономах начал одновременно возведение соборов Успения Пресвятой Богородицы в Суздале и Смоленске. Заложенный в Смоленске каменный собор практически полвека был единственным каменным храмом в городе, этим было положено начало монументального зодчества Смоленского княжества.

Из Чернигова в Успенский собор Смоленска Мономах перевёз икону Богородицы Одигитрии, которая по наследству перешла ему от матери. Вследствие этого икона получила название Смоленской иконы Божией Матери.

После окончательного присоединения (в середине 17-го века) Смоленска к Русскому государству старое здание собора в 1674-1675 годах было разобрано. Возведение нового здания началось в 1677 году. Строительство храма завершилось в 1740 году. Собор, увенчанный семью синими куполами с золотыми звездами, был расписан в стиле барокко.

https://flic.kr/p/QP2cv7

Во время войны 1812 года в округе шли ожесточённые бои за Смоленск, но здание не пострадало. Наполеон, поражённый величием собора, приказал выставить стражу для его охраны. В годы войны из храма исчез железный шлем, который французы приняли за золотой.

Когда город был оккупирован немецкими войсками, из церкви бесследно исчезли копьё святого Меркурия Кесарийского и первообраз Смоленской иконы Божией Матери.

В главном храме Смоленска хранятся мощи Меркурия Смоленского, небесного покровителя города, и железные сандалии – единственная уцелевшая реликвия святого Меркурия Смоленского.

Церковь Петра и Павла на Городянке – православный храм, сохранившийся до настоящих дней памятник домонгольского зодчества. Храм возведен при смоленском князе Ростиславе Мстиславиче в 1146 году. Объект культурного наследия народов Российской Федерации федерального значения.

https://flic.kr/p/WYoQ8H

Четырёхстолпное одноглавое здание храма черниговского типа. Штукатурка отсутствует, что подчеркивает подлинную фактуру кирпичной кладки стен. Барабан украшают полосы арок и керамических вставок. Нарядный декор: бегунец на угловых лопатках, аркатурный пояс, выложенные из кирпича рельефные кресты.

В 1611-1654 годах во время польской интервенции Петропавловская церковь была переоборудована в костёл. Позже храм снова становится православным.

Храмовый комплекс в 18-м веке был вновь полностью переделан с пристройкой теплой церкви. С запада к храму Петра и Павла примкнул храм святой великомученицы Варвары. В 1812 году церковь была разграблена французами, а после окончания военных действий восстановлена на средства из государственной казны.

https://flic.kr/p/XbjPPM

Храм снова подвергся разрушениям во время боев за освобождение Смоленска в 1943 году. В 1962-1963 годах проводились работы по восстановлению храма Петра и Павла в предполагаемых первоначальных формах. В ходе раскопок, проводимых уже после реставрации, было установлено, что в древности храм был окружен галереями-усыпальницами.

С мая 1991 года в Петропавловской церкви возобновились богослужения.

В храмовый комплекс включены церковь святых апостолов Петра и Павла 12-го века, церковь святой великомученицы Варвары 18-го века, прихрамовые постройки: мастерские, магазин «Православная книга», служебные помещения. Территорию комплекса огораживает белокаменная стена. Расположен между автовокзалом на ул. Марселя Кашена и Смоленскими ж/д вокзалом.

Православный Храм Иоанна Богослова на Варяжках (или на Вражке) является одним из трёх частично сохранившихся в Смоленске храмов домонгольского периода. Расположен храм на холме над Днепром, на улице Большой Краснофлотской. Памятник культурного наследия народов РФ федерального значения.

https://flic.kr/p/vN1kzr

Представляет собой одноглавый четырёхстолпный храм, по внешнему виду напоминающий Петропавловскую церковь. Первоначально фасады оканчивались полукружиями. До настоящего времени сохранились декоративные кресты из плинфы (тонкого обожженного кирпича) на внешних угловых лопатках.

В 18-м веке церковь была перестроена, были отштукатурены фигурное основание главки и световой восьмерик под лотковым куполом. Ниши, расположенные над арочными окнами, разделяются замковым камнем. Сейчас пол внутри храма стал выше почти на два метра, чем раньше. Внутри храм был декорирован фресками, ныне сохранившимися фрагментарно. Кирпичная постройка 1173 года на булыжном фундаменте сбереглась до половины своей изначальной высоты.

Подкупольные столбы, своды и восьмерик были переложены в 18-м веке, тогда же были замурованы древние окна; построены колокольня и трапезная, уничтоженные в годы немецкой оккупации.

В 1970-е годы проводилась реставрация храма. В 1993 году храм Иоанна Богослова был передан Смоленской епархии в состоянии, непригодном для проведения богослужений. Восстановление храма продолжается до нынешних дней.

Церковь Михаила Архангела на Пристани (или Свирская церковь) – православный храм в честь Архангела Михаила, возведенный в конце 12-го века на загородном дворе Смоленского княжества. Является самым ярким из дошедших до наших дней памятников смоленской архитектуры домонгольского времени. Возвышается на берегу Днепра западнее центра современного Смоленска. Нынешний облик получил вследствие реставрации 1976-82 годов.

https://flic.kr/p/Mz34H3

Сооружение имеет нетипичную для православных церквей того периода «романскую» архитектуру и представляет собой каменный четырёхстолпный храм.

В основе фундамента – валуны, сложенные без раствора на глиняное основание в вырытую траншею, сверху валунов положена на растворе кладка из плинф. Часть стен внизу была прикидана песком. Наружная отделка первоначально имела ниши различных размеров, рельефные кресты, над дверьми и окнами декоративные арки, а также сохранились следы расписных орнаментов; внутренняя – фрески и темперная роспись.

В 20-м веке здание неоднократно реставрировалось, частично возвращен первоначальный вид. Новые реставрационные работы, начатые в 1991 году, ещё не завершены. С 1991 года возобновлены богослужения.

Кузница в Смоленске является самым старым светским зданием в городе. Расположена на ул. Ленина. Здание построено на рубеже 17-18 веков. Это самое древнее гражданское здание на Смоленщине.

Ныне кузница затерялась в одном из городских дворов, и дом несколько углублен в землю. С 1982 года здесь размещается Музей кузнечного ремесла, где представлены подлинные наковальня, меха и другие кузнечные инструменты, а также изделия кузнечного ремесла 17-19 веков.

Смоленская художественная галерея занимает здание бывшего Александровского реального училища, расположенного в историческом центре города. Обладает значительной коллекцией отечественной и западноевропейской живописи, предметов декоративно-прикладного искусства, икон.

https://flic.kr/p/gUTg9C

Художественная галерея Смоленска имеет давнюю историю. Открыта в 1920 году. Основу выставки составили произведения, поступившие из Государственного музейного фонда и из национализированных после Октябрьской революции имений известных дворянских родов: Паниных, Барышниковых, Оболенских, Хлудовых. Особо значимую часть собрания составила коллекция княгини М. К. Тенишевой.

Во время Великой отечественной войны основные фонды были эвакуированы в Горький, а позже в Новосибирск. Но не все удалось сохранить: много предметов искусства было утрачено. После возвращения коллекции в 1947 году в Смоленск галерея открылась для посетителей.

После переезда галереи в конце 2010 года в отреставрированное здание бывшего Александровского реального училища площади экспозиции значительно расширились. В настоящее время Смоленская галерея – одна из крупнейших в Центральной России: на двух этажах размещается более пятисот произведений живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства.

В музее среди картин русской экспозиции представлены работы художников В. А. Тропинина, И. И. Левитана, И. Е. Репина, Ф. С. Рокотова, И. К. Айвазовского, В. А. Серова, К. А. Коровина, А. Н. Бенуа, К. А. Сомова, Р. Р. Фалька, Н. К. Рериха. Из уникальных западноевропейских полотен в галерее хранится картина «Святая Юста», написанная в 17-м веке Франсиско де Сурбараном, и картина «Мадонна с младенцем» неизвестного голландского автора 15-го века.

https://flic.kr/p/fP8Awx

Историческое здание бывшего Александровского реального училища является памятником гражданской архитектуры конца 19-го века, объектом культурного наследия регионального значения. Трехэтажное здание с контрастной красно-белой окраской отличается дворцовой представительностью. Внутри большой вестибюль разделен коридором по продольной оси. В интерьере выделяется хорошо сохранившаяся парадная трёхмаршевая лестница из ажурных чугунных ступеней.

Понравилась статья? Не забудьте поделиться!
Оцените статью:
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *