Исаакиевский собор – символ Северной столицы России

В Санкт-Петербурге множество интересных достопримечательностей и памятных мест, но Исаакиевский собор неизменно входит в программу посещений любого туриста. Он впечатляет своей монументальностью и красотой. Исаакиевский собор, которому уже более 150 лет является самым большим храмом Санкт-Петербурга, одним из главных его символов и яркой достопримечательностью. Силуэт золоченого купола собора является одним из самых узнаваемых объектов архитектуры в современном городе.

Исаакиевский собор – архитектурная жемчужина Санкт-Петербурга. Он является одним из самых красивых и высоких купольных сооружений не только России, но в мире. По своей величине храм находится на четвертом месте в мире, уступив первенство лишь собору Святого Петра в Риме, собору Святого Павла в Лондоне и собору Святой Марии во Флоренции.

https://flic.kr/p/2aepVQ9

Величественность этого строения подтверждают данные о его размерах. Высота Исаакиевского собора составляет 101,5 м, ширина – 97,6 м, длина – 111,3 м, диаметр наружного купола равняется 25,8 м, а площадь – 4000 кв. м. Он может вместить до 12 тысяч человек.

Каждый год сотни тысяч туристов посещают Исаакия – так в народе прозвали это уникальное сооружение. Официальное название Исаакиевского собора – это собор преподобного Исаакия Далматского. Он считается крупнейшим православным храмом Санкт-Петербурга и находится на Исаакиевской площади. С 1858 по 1929 год являлся кафедральным собором Санкт-Петербургской епархии. С 1928 года имеет статус музея. Сейчас это музейный комплекс Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор».

История строительства

Петр I родился 30 мая, в день святого Исаакия Далматского, византийского монаха. Исаакиевский собор начали возводить в знак почтения покровителя Петра І – святого Исаакия Далматского. История собора начинается в далеком 1706 году, когда царь приказал построить деревянную церковь для Адмиралтейства. В 1710 году первая Исаакиевская церковь была освящена, а в 1712 году в нем венчался Петр I со своей женой Екатериной. После оказалось, что церковь мала для быстро растущего города, и было решено построить другой храм.

https://flic.kr/p/bdWNYa

В 1717 году началось строительство второй Исаакиевской церкви. Согласно преданию, первый камень в фундамент будущего храма заложил сам царь Петр I. Церковь возводили на месте нынешней Сенатской площади, именно там, где находится известный всем памятник Медный всадник. Строительные работы велись до 1728 года. За это время поменялось несколько архитекторов. Второй храм по внешнему виду сильно отличался от современного и напоминал больше Петропавловский собор. Вскоре стало понятно, что церковь возвели в плохом месте, так как не укрепленный берег Невы постоянно разрушался, и вода подмывала фундамент. Поэтому сохранить здание не представлялось возможным. После пожара церковь разобрали.

 В 1761 году начались проектные работы над третьим Исаакиевским собором. Екатерина II приказала перенести собор дальше от Невы, на его современное место. В 1768 году по распоряжению императрицы состоялась торжественная закладка нового здания. Строительство собора велось по проекту архитектора Антонио Ринальди, но итальянец уехал на родину после смерти Екатерины II, не доделав свою работу.

При Павле I строительство собора продолжил Винченцо Бренне. Сначала он продолжил возведение храма по проекту Ринальди, но из-за нехватки средств, отсутствия мрамора на облицовку, проект пришлось изменить, чтобы скорее закончить строительство. Поэтому стены и своды доделали из кирпича, а от четырёх куполов Ринальди решили вовсе отказаться. Собор получился приземистым, неуклюжим и со странным сочетанием шикарной основы из мрамора и стен из кирпича. В 1802 году строительство Исаакиевского собора завершили, но сразу же пришли к выводу, что его нужно переделать, потому что храм вызывал насмешки и портил вид города.

https://flic.kr/p/22S1Z9T

В 1809 году за строительство четвертого Исаакиевского собора взялся император Александр І. Чтобы выбрать архитектора для реконструкции собора, был объявлен конкурс. Одним из условий было при создании проекта сохранить алтарную часть уже существующего храма.

Варианты рисунков собора архитектора Огюста Монферрана понравились Александру І. Его проект обещал сделать не просто красивый собор, а нечто особенное, чем бы можно было бы гордиться. Так карьера никому не известного француза пошла вверх: он был назначен императорским архитектором и разработал подробный проект реконструкции, а фактически строительства нового собора.

Согласно проекту архитектора Монферрана предполагалось использовать часть конструкций собора А. Ринальди, то есть сохранение алтарной части и подкупольных пилонов. А разборке подлежали колокольня, алтарные выступы и западная стена собора. Южная и северная стены оставались прежними. Собор увеличивался в длину, а его ширина оставалась такой же. Здание в плане получалось прямоугольной формы. Высота сводов тоже не изменялась. С северной и южной сторон задумывалось построить колонные портики. Сооружение должны были украшать один большой купол и четыре малых по углам.

https://flic.kr/p/LyQq5S

В 1819 году состоялась торжественная закладка нового собора. Уже во время строительных работ выяснилось, что архитектор допустил серьезные ошибки в проекте. Это послужило длительным спорам, которые завершились только в 1825 году созданием Монферраном нового проекта, в котором допущенные ошибки были исправлены.

Основные усилия по строительству пришлись на плечи крепостных крестьян. Работа происходила в тяжелейших условиях, по 13-16 часов в день, в том числе в праздничные и воскресные дни. Свыше 400 тысяч строителей в разное время было задействовано в работах. Из них четвертая часть погибла во время строительства.

Строительство собора началось с подготовки фундамента. Величественное строение, спроектированное Монферраном, требовало мощного основания. Для этого в грунт увесистыми чугунными бабами вбивались более 10 тысяч еловых свай. Эти работы заняли около пяти лет.

https://flic.kr/p/cpUwGs

После этого приступили к возведению портиков. Довольно сложной технической задачей было создание колонн. Камень для них добывали на каменоломнях вблизи Выборга, а затем доставляли по воде на специальных плоскодонных судах. Каждая колонна представляет собой гранитный монолит, который высечен из скалы, его вес составляет 114 т, а высота 17 м. Колонны приводили в вертикальное состояние благодаря сложным деревянным конструкциям. С помощью специальных лесов, спроектированным А. Бетанкуром, одна колонна устанавливалась в течении всего лишь 40-45 минут. Все колонны были установлены в период с 1828 по 1830 годы.

Позже строители выполнили еще одну сложную задачу – подняли 24 колонны каждая по 64 т весом на высоту 40 м. На установку колонн приходили смотреть местные жители и даже члены императорской семьи. Толщина стен собора достигала 2,5-5 м, а мраморной облицовки – 40-50 см снаружи и 15-20 см внутри. Еще одно инженерное решение состояло в изготовлении купола не каменным, а полностью металлическим, чтобы уменьшить его вес.

Строительство собора по проекту Монферрана было начато в 1818 году и продолжалось 40 лет. Оно проходило при трех императорах Александре I, Николае I и Александре II. Возведение одного из высочайших купольных сооружений в мире было завершено в 1842 году, но еще 16 лет было потрачено на оформление и отделку интерьера. Торжественное освящение собора, по случаю его открытия состоялось 30 мая 1858 года, в день памяти преподобного Исаакия Далматского, в присутствии императора Александра II и членов императорской семьи.

https://flic.kr/p/cQCtkY

Длительный срок строительства собора связывают с тем, что главному архитектору Исаакиевского собора Огюсту Монферрану предсказали смерть сразу после завершение работы. Неизвестно насколько это было правдой, а на сколько вымыслом, но возведение этого собора действительно оказалась делом всей жизни для Монферрана. Спустя месяц после завершения строительства архитектор скончался. Огюст Монферран завещал похоронить его в Исаакиевском соборе. Но его желание не было выполнено Александром II. Гроб с телом архитектора обнесли вокруг собора, и вдова увезла его в Париж.

Купол собора

Исаакиевский собор, как и почти все православные храмы, пятиглавый. Главный купол состоит из трех частей: внутренней, средней и наружной. Диаметр наружного купола составляет – 25,8 м, внутреннего – 21,8 м.  Конструкции купола выполнены из металла для меньшего веса, что было новшеством в то время. На позолоту главного купола и куполов колоколен потребовалось около 100 кг золота.

https://flic.kr/p/cpUuU3

Колокольня собора

Звонницы Исаакиевского собора находятся по углам основного здания. Колокола сделаны из сплава меди, олова и серебра. В 1848 году на северо-западной колокольне собора установлен главный колокол вес, которого около 30 тонн. Он декорирован изображениями государей России.

Колоннада собора

На высоте 43 м над землей вокруг барабана купола находится колоннада, которая состоит из 24 колонн, длиной 14 м и массой до 64 т.  В барабане купола есть 12 гигантских окон. На колоннаду ведут две винтовые лестницы в 200 ступеней и оттуда открывается невероятная панорама города. Вход на колоннаду происходит с южной стороны собора, а выход — с северной. Верхняя колоннада Исаакиевского собора предоставляет уникальную возможность туристам полюбоваться Санкт-Петербургом. С колоннады открывается прекрасный вид на центр города: Неву, Исаакиевскую и Дворцовую площади, Петропавловскую крепость. Нижняя колоннада состоит из 112 колонн высотой 17 м.

https://flic.kr/p/rjbeWY

Наружное убранство собора

Исаакиевский собор является выдающимся образцом позднего классицизма. Свыше 350 скульптур украшают снаружи здание собора, основная тема скульптурного комплекса – это земная жизнь Иисуса Христа и ее прославление.

При строительстве храма было задействовано 43 породы минералов. Цоколь собора облицован гранитом, а стены – серым мрамором. Колонные портики декорированы фигурами двенадцати апостолов. Фигуры ангелов находятся вокруг главного купола и над крышей собора.

https://flic.kr/p/7dyg5Y

Со всех сторон строения располагаются фронтоны, которые украшены горельефами. С южной стороны горельеф «Поклонение волхвов», с северной стороны горельеф «Воскресение Христа». На восточной стороне находится горельеф «Встреча Исаакия Далматского с императором Валентом», а на западном горельефе представлено как «Святой Исаакий Далматский благословляет императора Феодосия». Автором горельефов является скульптор И. Витали.

Внутреннее убранство собора

Исаакиевский собор иногда называют неофициальным музеем цветного камня. Внутренние стены и пол выложены плитами разных мраморов, которые удивляют своим великолепием. Стены собора облицованы белым мрамором с отделочным панно из зеленого и желтого мрамора, яшмы и порфира. Главный купол изнутри декорирован росписью «Богоматерь во славе», работы К. Брюллова и П. Басина. Под куполом на стальном тросе можно увидеть как парит посеребренный голубь, который символизирует святой дух.

https://flic.kr/p/Z8Wz4W

Внутри собора можно увидеть десятки мозаичных и живописных картин таких художников, как К. Брюллова, П. Басина, В. Шебуева, Ф. Бруни. Храм украшают свыше 300 статуй, скульптурных групп и рельефов мастеров И. Витали, С. Пименова, П. Клодта, А. Логановского и других. Здесь более 60 мозаичных произведений русских мастеров. Для мозаики применялись более 20 видов декоративных камней – малахит, порфир, ляпис-лазурит, различные виды мрамора. Колонны иконостаса собора облицованы малахитом и бадахшанским лазуритом.

В соборе есть три алтаря. Главный алтарь посвящен Исаакию Далматскому, левый алтарь – Великомученице Екатерине, а правый алтарь – благоверному князю Александру Невскому. Иконостас главного алтаря отделан белым мрамором, он декорирован малахитовыми колоннами, за ним можно увидеть цветной витраж «Воскресение Христа». Царские врата украшают также колонны и скульптурная группа «Христос во славе».

https://flic.kr/p/fA2yTq

Собор в 20 веке

Исаакиевский собор стал важным храмом Российской империи. После революции 1917 года собор оставался действующим до 1928 года. После здесь был организован антирелигиозный музей. К куполу был подвешен маятник Фуко, который показывал силу вращения Земли.

Во время Великой Отечественной войны собор не был разрушен, но все же пострадал. Фашистские летчики не бомбили собор специально, хоть он и был заметной мишенью, но осколки от взрывов все же повредили храм. В его подвалах хранились ценности из музеев и пригородных дворцов города, поэтому многие скульптуры, фарфор, книги, мебель уцелели. После Победы начались реставрационные работы.

С 1948 года Исаакиевский собор функционирует как музей. С 1991 года в соборе проводятся богослужения. Но здание собора остается в ведении музея. В настоящее время в Исаакиевском соборе проводятся экскурсии для туристов, концерты классической и церковной музыки, лекции культурологов и религиоведов.

https://flic.kr/p/b9cwsz

Исаакиевский собор, купол которого заметен уже с Финского залива, является одним из символов Северной столицы России. Он считается также одним из шедевров мировой архитектуры. Большинство туристов совмещают посещение собора с прогулкой по центру Санкт-Петербурга, так как Исаакий располагается недалеко от Дворцовой площади, памятника Медному всаднику и Невского проспекта.

Все, кто входят в собор, испытывают ни с чем несравнимое чувство: от красоты, богатства убранства и высоты свода просто захватывает дух. Во время экскурсии туристы могут узнать об истории собора, его строительстве, о технологиях и материалах, которые использовались при сооружении храма. Потрясающее чувство трепета и подъема появляется в сердце каждого посетителя Исаакиевского собора. Чтобы почувствовать это, непременно стоит побывать в этом монументальном сооружении.

Понравилась статья? Не забудьте поделиться!
Оцените статью:
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *