Алупкинский (Воронцовский) парк – живописное место на Южном берегу Крыма

В южной части Крымского полуострова, в городе Алупка, расположен Воронцовский дворец, вокруг которого простирается шикарный одноименный парк, являющийся настоящим шедевром садово-паркового искусства. Разбивка Воронцовкого парка совпадает с началом строительства знаменитого дворца, а вместе они представляют уникальный гармоничный ансамбль величия и красоты. Воронцовский (или Алупкинский) парк – это одно из самых живописных мест на Крымском побережье.

Воронцовский парк располагается на площади около 40 гектаров. На парковой территории удачно сочетаются отличительные особенности, характерные крупным пейзажным паркам Европы, и черты исключительно местные, обусловленные своеобразным рельефом Алупки, придающие дворцово-парковому ансамблю необычайный отголосок неповторимости. То, что в далеких краях создавалось искусственно, здесь имелось в первозданном виде. С учетом рельефа местности парк в пейзажном стиле был разбит на холмистых и овражистых участках, на ровных террасах, постепенно спускающихся к морю. Подъезжая по автомагистрали со стороны Севастополя к Алупке, издали можно хорошо рассмотреть очертания готического дворца, плоские кроны пиний и темно-зеленые вершины кипарисов.

https://flic.kr/p/6cbJun

В конце 18-го века на месте современного парка в окружении фруктовых садов находилась небольшая деревушка. Прибрежные земли принадлежали князю Г.А.Потемкину. По его распоряжению с берегов Средиземного моря в Алупку стали завозить саженцы и семена кипарисов, итальянских пиний, платанов и других декоративных растений; в садах начали разводить маслины, инжир, лавр, миндаль, шелковицу, гранаты. Алупкинские сады располагались вдоль дороги, ведущей из Мисхора в Алупку.

Летом 1824 года граф, князь, выдающийся государственный и военный деятель, герой войны 1812 года Михаил Семенович Воронцов (1782-1856 гг.) начал скупать у местных жителей земли, сады, источники, отдельные деревья и пастбища. В том же году Воронцов пригласил опытного немецкого садовника Карла Кебаха, который приступил к планировке самой старой части парка, примыкающей к дворцу, и возле «Чайного домика». Парк расширялся и формировался по мере приобретения новых земель в Алупке. Под присмотром К. Кебаха (1799-1851 гг.) парк находился в течение 25 лет.

https://flic.kr/p/pEwdVC

Кроме того, одаренный и трудолюбивый мастер заботился о садах и парках Гурзуфа, Гаспры, Мисхора, Массандры, Тессели, Ореанды и Фороса. Кебах занимался интродукцией, проводил научные наблюдения за погодой, организовывал праздничные иллюминации. С начала 1830-х годов Кебаха называли Главным садовником Южного берега Крыма.

Должность садовника с 1851 по 1861 год занимал И. Бешкович. Затем за дело взялся сын Кебаха Антон, к этому времени закончивший школу садоводства в Умани.

В создании парка в Алупке активно принимали участие и ученые Никитского ботанического сада, в особенности его второй директор Н.А. Гартвис. При его участии Алупка была включена в международный обмен растениями. Посылки с растениями и семенами получали из Америки, Японии, Китая, Италии, Кавказа и Карелии; посадочный материал приходил из английского садоводства Лоддижжа, от француза Оддибера. Флора парка насчитывала больше 250 видов деревьев и кустарников. Одновременно цвело около двух тысяч сортов роз.

https://flic.kr/p/27hJz3H

Почти двухвековая история парка хранит много воспоминаний, сопряженных с известными людьми и знаменательными датами. Памятник над братской могилой, поставленный на Пальмовой аллее, напоминает о героических и бесстрашных подвигах защитников Советского государства в годы гражданской войны. Многие наслышаны о скале Айвазовского на берегу моря. Это было любимое место великого мариниста, где он размышлял и работал над своими картинами. Пейзаж с хаосом камней вокруг скалы, особенно во время бури, полностью соответствовал романтичному воображению художника.

Для многих знаменитых литераторов уголки парка служили источником творческого вдохновения. В разное время Алупку посещали В. И. Туманский, В.Г. Тепляков, В.А. Жуковский, В. Брюсов, Д.С. Мережковский, М. Горький, И. Бунин и многие другие русские писатели.

https://flic.kr/p/TpPnfr

В конце 18-го – первой половине 19-го веков русское садово-парковое искусство добилось больших успехов. Стремление М.С. Воронцова ни в чем не уступать наилучшим образцам садово-паркового мастерства того времени, по-видимому, проявилось в той широте, с какой в Алупке создавался дворец и разбивался парк. И дворец, и парк были созданы трудом крепостных. Территорию, предназначавшуюся для парка, во многих местах приходилось освобождать от камней и дикорастущей растительности, создавать искусственное наслоение, выравнивая почву. Особенно трудоемкие работы требовались для создания полян. Большое количество земли привозили с Ай-Петринского плато. В места, куда трудно было подъехать, крепостные приносили землю в мешках. Огромных усилий требовало устройство каскадов и водопадов, гротов и видовых площадок, прокладывание тропинок среди каменных россыпей!

Воронцов переселил из родового имения во Владимирской губернии в Алупку садовников, имеющих навыки выращивания теплолюбивых растений (они в оранжереях в условиях холодного климата разводили цитрусовые и различные экзотические растения). Для Алупкинского парка необходимы были опытные мастера, так как из разных стран мира сюда завозилось большое количество деревьев, лиан, кустарников.

https://flic.kr/p/h8Wwms

В настоящее время на территории Воронцовского парка насчитывается до двухсот различных видов растительности. Основу их составляют дуб пушистый, ясень остроплодный, можжевельник, земляничник мелкоплодный и другие. Из экзотических лучше всего прижились растения (их более 100) из Средиземноморья.

Из Северной Америки сюда были завезены сосна Монтезумы, болотный кипарис, текома укореняющаяся, секвойя гигантская, из Восточной Азии – хурма, индийская сирень, фотиния, софора японская. Акклиматизировались выходцы из Южной Америки: араукария чилийская и коралловое дерево.

Чтобы экзотические растения хорошо приживались в новых условиях, практически за каждым деревом устанавливался особый уход: поддерживалась определенная температура и влажность почвы, усиленно удобрялась и даже для полива использовалась кровь убитых животных; отдельные растения укрывали на зиму. Для акклиматизации подбирались деревья различные по видам и интересные по внешним особенностям: принималось во внимание строение дерева, его форма кроны, цвет ствола и листьев. Согласно составленному композиционному плану парковой зоны, растение включали в соответствующее естественное окружение.

https://flic.kr/p/sRzLKZ

В настоящий период гигантские секвойи и величественные магнолии, развесистые платаны и стройные элегические кипарисы, остролистные юкки и веерообразные пальмы сменяют друг друга. А пышные ветки индийской сирени, крупные соцветия кораллового дерева, розы нежных и ярких тонов создают живописные переливы красок.

Разбитая по образу амфитеатра, композиция парка охватывает пространственные связи, ориентированные по сторонам света, тянущиеся от центра амфитеатра – «Чайного домика» на морском берегу – к архитектурным объектам дворца, парка, ко всем зримым и незримым точкам ландшафта. Все детали продуманы и закреплены строгой логикой классического проекта, скрытого под свободными живописными направлениями пейзажного сада.

С востока на запад через всю парковую территорию пролегает главная аллея, имеющая длину один километр. Это композиционная ось парка. Она разделяет всю территорию приблизительно на две одинаковые части, отгораживая Верхний парк от Нижнего, снижающегося к морю.

Место перед фасадом дворца решено террасообразно – три отчётливо выраженные террасы словно повторяют форму фасада. Эта часть парка изобилует цветниками, партерной зеленью, скульптурой, бордюрами. На первой террасе находятся два партера, которые окаймляет стриженый темно-зеленый буксус (самшит). В центре симметрично размещаются мраморные фонтаны в мавританском стиле. Фонтан слез находится у стены, которая соединяет главный корпус с корпусом библиотеки. Это место раскрыто в сторону моря. На втором уровне – фонтан-лира. К нему ведет узкая аллея. На этой же террасе интересный водопад: из середины большого валуна, покрытого плющом, вытекает вода, стекает в небольшой бассейн и уходит под тропинку, из-под которой затем вытекает и стремится вниз по каменному желобу.

Нижняя терраса предстает в виде большого партера с высоким стриженым бордюром, конусовидными и шаровидными формами хвойных, отдельными видами ширококронных листопадных. Вся композиция устремлена к морю, отсюда виднеются лишь башенки дворца.

https://flic.kr/p/xB6AWz

Видовые точки приморской части Нижнего парка раскрывают прибрежные скалы и морские дали. В композиционных насаждениях парка сочетаются два приема: раскрытия и замкнутости. Композиция в Нижнем парке чаще обращена внутрь.

Композиция в Верхнем парке преимущественно обращена наружу, к окружающему ландшафту. Аллея, которая ведет от курдонёра (парадного двора) дворца в Верхний парк, отличается противоположным сочетанием невысокой изгороди из буксуса и шарообразных кустов с высокими силуэтами кипарисов. Во время прогулки по Верхнему парку с боковых дорожек внезапно просматриваются малозаметные водные устройства.

Крупная достопримечательность верхнего ландшафтного парка – Большой и Малый алупкинские хаосы. Это естественные скопления каменных глыб, образованные природой около 150 млн. лет назад. Хаос составляют громадные блоки диабаза. Когда-то в толще недр произошел выброс магматической породы, сверху ее прикрывал чехол глин, а снизу образовался слой сланцев. С течением времени верхний чехол горных пород с нее был смыт, а грунтовые воды из-под нее вымыли легко растворимый сланец. Огромная шляпка вулканического гриба как-бы «рассыпалась» на громадное количество осколков. Так и образовался знаменитый Большой каменный хаос.

https://flic.kr/p/6EoAds

В восточной части Верхнего парка прямо к дворцу примыкает Малый хаос, который тщательным образом был вписан в планировку. Через Малый хаос проложены десятки тропинок, образующие почти лабиринт. Среди живописных нагромождений камней, невысоких скал, тенистых гротов устроены видовые площадки, поставлены скамеечки. Дикий виноград и плющ обвивает отдельные глыбы.

Неповторимость архитектурно-планировочного решения парковой зоны и его ландшафтной композиции основывается на максимальном обнаружении выразительных и красивых природных компонентов субтропического ландшафта южного побережья Крыма, на множестве разнообразных композиционных приемов и высокохудожественном группировании декоративных деревьев, кустарников, воды и камня в соединении с превосходным газоном.

https://flic.kr/p/iCXAq

Чтобы восстановить и сохранить все наиболее ценное в композиции парка в 1970-х годах проводились реставрационные мероприятия, в ходе которых от самосева расчищены поляны, раскрыты внутренние пейзажи и внешние перспективы; возобновлен газон с использованием засухоустойчивых растений и проведен поливочный водопровод; высажены экземпляры наиболее ценных экзотических растений взамен отмирающих; осуществляется уход за вековыми деревьями, создающими парковый пейзаж, с использованием шахтного полива, корневой подкормки и обрезки сухих ветвей; построены и отремонтированы парковые лестницы и подпорные стенки из диабаза, восстановлены покрытия пешеходных аллей с применением декоративного камня; пополнены декоративные водоемы, ручьи, водопады парка; за пределы парка вынесены все несвойственные ему произвольные сооружения.

Алупкинский парк – это живописнейший уголок природы Крыма. Развитие красивых территорий уникального памятника садово-паркового искусства проводится на постоянной основе. Главная задача сотрудников – обеспечить наибольшую сохранность великолепнейшего скального парка 19-го века для будущих поколений.

Понравилась статья? Не забудьте поделиться!
Оцените статью:
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *