Собор Святого Петра – главное сооружение Ватикана

Главную достопримечательность Рима – собор Святого Петра часто называют сердцем всего католического мира и Ватикана. Здесь можно увидеть с высоты птичьего полета древний Рим, отстоять мессу, получить благословление понтифика, с маковки купола полюбоваться интерьером собора.

Центральное и громадное сооружение Ватикана – католический собор Святого Петра является исторически значимой христианской церковью мира, церемониальным центром Римско-католической церкви, патриаршей базиликой Рима. Над созданием архитектуры и его внутреннего убранства трудилось не одно поколение великих мастеров. Здание может вместить около шестидесяти тысяч человек, площадь – четыреста тысяч человек.

https://flic.kr/p/8PKQoZ

https://flic.kr/p/8PKQoZ

История

На месте, где ныне возвышается собор Святого Петра, когда-то находились сады цирка Нерона (оставшийся обелиск из Гелиополя до сегодняшнего дня располагается на площади Святого Петра). В 326 году, во время правления первого императора христиан Константина была построена первая базилика. Св. Петр в 66 году принял в цирке Нерона мученическую кончину. Алтарь собора размещался над захоронением, которое со второго века считалось могилой Святого Петра.

Папа Лев III в 800 году в соборе короновал Карла императором Запада. Просуществовавшая одиннадцать веков базилика в 15 столетии могла разрушиться, поэтому при Папе Николае V храм начали перестраивать и расширять. Папа римский Юлий II нашел кардинальное решение этого вопроса: он приказал на месте старой базилики воздвигнуть новый обширный собор, которому предназначалось затмить все существовавшие языческие храмы и христианские церкви. Таким образом, это сооружение способствовало распространению влияния католицизма и упрочению папского государства.

В разработке проекта и возведении собора Святого Петра участвовали по очереди практически все знаменитые архитекторы Италии. По разработкам архитектора Донато Браманте, утвержденным в 1506 году, началось возведение центрического сооружения в форме греческого (равностороннего) креста. После кончины Браманте во главе строительства стал Рафаэль Санти, который пожелал вернуться к традиционной форме (с одной удлиненной стороной) латинского креста. Затем Бальдассаре Перуцци избрал центрическое сооружение, а Антонио да Сангалло остановился на базиликальной форме.

https://flic.kr/p/4RxMBt

https://flic.kr/p/4RxMBt

В 1546 году руководить строительными работами поручили Микеланджело, который возвратился к идее центрально купольного сооружения. Его разработки предусматривали создание с восточной стороны многоколонного входного портика (в античных храмах, древних римских базиликах вход располагался с восточной стороны, а не с западной). Буонарроти Микеланджело выделил главное пространство, а все несущие конструкции сделал массивными. Мастером был возведен барабан центрального купола. После смерти Микеланджело (1564 г) достраивал купол Джакомо Делла Порта, который придал строению более вытянутые очертания. Разработки Микеланджело предполагали четыре малых купола, но архитектором Виньолой были возведены только два. С западной, алтарной стороны в наибольшей степени сохранились архитектурные формы в том виде, в каком задумал их Микеланджело.

По указанию Папы римского Павла V в 17 веке архитектор Карло Мадерна продлил восточную ветвь креста – к центрическому зданию пристроил трехнефную базиликальную часть, таким способом вернулся к форме латинского креста и возвел фасад, который скрыл купол. После этого утративший свое доминирующее значение купол воспринимается лишь издали, с улицы Примирения – виа делла Кончилиационе.

Возникла необходимость в площади, вмещающей большое количество верующих, стремящихся к собору для папского благословения и участия в религиозных празднествах.   С   такой   проблемой  справился  Джованни  Лоренцо  Бернини.  Он в 1656-1667 годах создал перед собором площадь Св. Петра, ставшей одним из выдающихся произведений в градостроительной практике мира.

https://flic.kr/p/jx4ixK

https://flic.kr/p/jx4ixK

Фасад и интерьер

Лицевая часть здания, возведенная архитектором Карлом Мадерной, составляет 48 м в высоту, 118.6 м в ширину. Аттик фасада декорируют огромные высокие (5.65 м) статуи Иоанна Крестителя, Иисуса Христа и одиннадцати апостолов. Пять порталов из портика ведут в собор. Знаменитая мозаика Джотто «Навичелла» (13 в) размещается над входом в портик, расположенного напротив центрального портала. Створки дверей этого портала происходят от старой базилики, выполнены в пятнадцатом веке.

Знаменитый итальянский скульптор Джакомо Манцу в 1949-1963 годах создал шесть рельефов левого крайнего портала – «Врат смерти».

Внутреннее пространство собора восхищает огромными размерами, гармонией пропорций, роскошью оформления. Здесь установлено много статуй, находится большое количество уникальных произведений искусства, алтарей, надгробий. В базилике собора покоится тело Папы Иоанна XXIII, хрустальный гроб украшают драгоценные камни в золотой оправе.

Центральный неф. Длина базилики более 211 м. Отметки, сделанные на полу центрального нефа, показывают размеры других крупных соборов мира для их сравнения с собором Святого Петра.

https://flic.kr/p/aUEmgP

https://flic.kr/p/aUEmgP

Статую Св. Петра 13 в., установленную в конце нефа, справа от последнего столба приписывают итальянскому скульптору и архитектору Арнольфо ди Камбио. Существует версия, что статуя обладает чудодейственными свойствами, многочисленные паломники благовейно и почтительно губами прикладываются к бронзовой ноге.

Настоящий шедевр архитектуры – купол внутри имеет диаметр 42 м и высоту 119 м. Его подпирают четыре массивных столба. Ниша одного из них содержит пятиметровую статую Святого Лонгина (работа Берниини). В создании скульптурного оформления собора великий скульптор и архитектор Джованни Бернини сыграл огромную роль, он здесь трудился почти пятьдесят лет, делая небольшие перерывы, с 1620 г. по 1670 г.

Лучшее творение Бернини – огромный 29-метровый киворий (балдахин) на витых колоннах со статуями ангелов возвышается над главным алтарем в подкупольном пространстве. На верхних отделах колонн, среди ветвей лавра виднеются геральдические пчелы рода Барберини. Из Пантеона взяли бронзу для кивория, для этого по приказу папы Урбана VIII разобрали конструкции, поддерживающие крышу портика. Кафедра Святого Петра также работы Бернини, расположенная в центральной апсиде, просматривается сквозь балдахин. В нее включено кресло Святого Петра, которое поддерживают четыре статуи отцов церкви. Символ Святого Духа в сиянии парит над креслом. Слева от кафедры – надгробие Павла III работы ученика Микеланджело – Гульельмо Делла Порта, справа находится надгробие папы Урбана VIII, выполненное Джованни Бернини.

Правый неф. Мраморная «Пьета» — шедевр Микеланджело расположена в первой капелле справа. Мастер создал ее в возрасте 23 лет на рубеже 15-16 веков. Статую защитили стеклом после того, как злоумышленник попытался ее разбить. Тут же находится капелла Распятия (или Реликвии), где хранят деревянное распятие, предположительно выполненное в конце 13-го – начале 14-го веков Пьетро Каваллини. Немногим дальше расположено надгробие маркграфини Матильды Тосканской (Каносской), над которым трудился Бернини с учениками. Великая графиня – первая женщина, погребенная в этом соборе.

https://flic.kr/p/qZwCD8

https://flic.kr/p/qZwCD8

По рисунку итальянского архитектора Борромини выполнена решетка капеллы Святого Причастия. Рядом – надгробие Григория XIII. О введении нового григорианского календаря – реформе, осуществленной папой, напоминает барельеф. Затем располагается надгробие Климента XIII, выполненное скульптором Кановой в 1792 году в стиле классицизма.

Левый неф. В левом нефе находится надгробие Александра VII, памятник Марии Собесской. Огромный интерес для ученых и обычных туристов представляет надгробие Иннокентия VIII, которое в 1490-х годах создал скульптор Антонио Поллайоло. Этот сохранившийся памятник располагался в старой базилике. Вблизи входа можно увидеть работу скульптора Кановы – надгробие последних членов шотландской королевской семьи Стюарт.

Архитектура купола

От пола базилики до самого верха венчающего креста возвышается купол собора на высоту более 136 метров. Внутренний диаметр самого высокого купола в мире составляет более 41 метра. Примерами для архитекторов собора Св. Петра при возведении такой грандиозной конструкции служили Пантеон (Древний Рим) и кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре (Флоренция).

https://flic.kr/p/2rE7uW

https://flic.kr/p/2rE7uW

Браманте и Сангалло. В Пантеоне купол установлен на круговой стене без окон и дверей за исключением одного входа. Высота сооружения соответствует его ширине. Купол представляет цельную бетонную оболочку, облегченную добавками в бетон вулканических пород: пемзы и туфа. Внутри купол отделан кессонами, подобие ребристого перекрытия облегчает конструкции. Отверстие на верху купола используется для освещения внутреннего пространства.

Для купола собора (1506 год) Браманте в своих замыслах во многом пользовался решениями купола Пантеона. Основоположник архитектуры заново открыл необходимый состав смеси бетона и туфа. Браманте облегчил массивную стену, присутствующую в Пантеоне, устроив в ней оконные проемы и используя перистиль. Профиль купола сбора Святого Петра очень напоминает купол Пантеона.

Двухслойная конструкция купола флорентийского собора осуществлялась методом кладки кирпичей «в елочку». Использованные для его строительства инженерные решения были новаторскими и основывались на глубоком изучении сводов и куполов Древнего Рима; внешний вид его целиком готический.

Сангалло свои замыслы основывал на опыте предшественников, сохранилась внушительная модель купола из дерева. Архитектор понимал важность устройств кессонов Пантеона и каменных ребер во флорентийском кафедральном соборе. Он усилил, увеличил перистиль Браманте, создав группу упорядоченных арочных проемов. Изящное устройство фонаря превратилась в массивную конструкцию. Такое архитектурное решение было педантичным и безвкусным.

https://flic.kr/p/eWtYSU

https://flic.kr/p/eWtYSU

Микеланджело и Джакомо Делла Порта. В 1547 году купол переконструировал Микеланджело, частично учитывая при этом ранние наработки. Купол запроектировал он кирпичным двухслойным, внешний слой состоит из 16 каменных ребер. От колонн купол приподнимается на барабане. Аркада Сангалло и круговой перистиль Браманте уменьшены до 16 пар, которые соединяют арки коринфских колонн. Зрительно кажется, что каждое ребро купола поддерживают колонны.

Купол имеет высоту 138 метров. Форма купола вызвала много пересудов. В 1564 году умер Микеланджело. Он успел закончить столбы Браманта и барабан купола. Дело продолжил ассистент мастера – Джакомо да Виньола. По приказу папы Джорджо Вазари строго присматривал за работой, чтобы замыслы Микеланджело воплощались без отступлений. Новый Папа Сикст V в 1585 году переложил ответственность за постройку на Доменико Фонтана и Джакомо Порта.

Кроме зарисовок проекта Микеланджело оставил огромную деревянную модель своего замысла. Джакомо Делла Порто внес в проект несколько незначительных изменений и одно важное: по сравнению с моделью внешний купол приподняли над внутренним.

https://flic.kr/p/6oCoiz

https://flic.kr/p/6oCoiz

Завершение. Постройка купола была завершена в последний год правления Папы Сикста V, в 1590 году. Папа Григорий XIV стал очевидцем окончания возведения фонаря, внутри которого есть надпись в честь Сикста V. Крест установили при Папе Клименте VIII. Процедура длилась целый день под сопровождение звона колоколов церквей города.

После появления на поверхности трещин в 18 веке, между оболочками конструкции смонтировали четыре металлических цепи, которые сжимали купол. В разные периоды всего было установлено десять цепей.

Интересной особенностью является то, что алтарь собора обращен на запад, между тем, как большинство храмов у христиан повернуты на восток. В купол собора Св. Петра ударила молния после того, как папа Римский Бенедикт XVI отрекся от престола.

https://flic.kr/p/6oRLXb

https://flic.kr/p/6oRLXb

Посетить собор можно летом с девяти часов утра до семи часов вечера, зимой до шести часов вечера. В среду утром проводятся папские аудиенции.

На входе предусмотрены строгие меры: проверка сумок и металлоискатель, что замедляет движение; требовательный дресс-код: женщинам необходимо покрыть голову, мужчинам снять головной убор, руки и ноги в обязательном порядке должны быть закрыты. Фотографировать можно без вспышки.

Понравилась статья? Не забудьте поделиться!
Оцените статью:
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 3,00 из 5)
Загрузка...


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *