Сказочная Венеция – город-музей на воде

Венеция – один из самых популярных романтичных городов мира. Поездки в итальянский город привлекают туристов островами, каналами и мостами, уникальной венецианской архитектурой, величавыми дворцами и церквями. Любители шопинга смогут здесь посетить множество магазинов и бутиков, а гурманов ждут рестораны традиционной итальянской кухни. Венеция также известна как место проведения старейшего ежегодного Венецианского международного кинофестиваля мира и Венецианского карнавала.

Покровителем Венеции принято считать апостола Марка, евангелиста, мощи которого хранятся в Соборе Св. Марка, поэтому город всегда посещает множество паломников-христиан со всего мира.

https://flic.kr/p/BK9Y8a

https://flic.kr/p/BK9Y8a

История

В римские времена северное побережье Адриатического моря населяло племя венетов. Далее эта область приобрела название Венетия, отсюда и происходит название современной области и города Венеция.

В Венецианской лагуне люди начали селиться после нашествий варваров, прошедших здесь в 5 – 6 веках и разорявших города на континенте. На островах Венецианской лагуны городское поселение начало образовываться во второй половине 6-го века.

Люди, спасаясь от варваров, бежали практически в никуда – в лагуну Адриатического моря, на островки, которые потом соединяли между собой насыпями. Постепенно, создавая морской флот, налаживая торговлю и богатея, венецианцы создавали красивейший город, используя лучшие технологии и материалы, завезенные из других стран. Так сваи, на которых построены здания, сделаны из сибирской лиственницы, которая практически не гниет в воде и без доступа воздуха делается крепче железа. При строительстве города использовались особые составы цемента и штукатурки, более устойчивые к агрессивной среде.

https://flic.kr/p/WrGM7S

https://flic.kr/p/WrGM7S

В 7-м веке по инициативе Византии острова объединились под властью одного правителя – дожа. С середины 8-го века дож избирался в Венеции; его уже не утверждал византийский император. За всю историю города всего было выбрано 120 дожей. Согласно источников, первое избрание дожа происходило в 727 году; а в 1797 году Людовико Манин – последний дож Венецианской республики отрекся от власти.

В 751 году после захвата лангобардами города Равенны Венеция оставалась в Италии последней территорией, которая формально находилась под контролем Византии. Она фактически представляла звено, связывавшее Византию и западный мир. Это способствовало быстрому росту Венеции как торгового города.

Во время правления дожа Пьетро II Орсеоло (10 – 11 вв.) Венеция заключила договоры с окружающими державами, которые обеспечивали независимость города и свободную торговлю. Тогда же с захвата территории в Далмации началось территориальное расширение республики.

В 828 году мощи святого Марка, украденные в Александрии, были перенесены в Венецию и размещены в специально сооруженном для этого соборе. В конце девятого века Венеция имела структуру с островами и каналами, такую же она сохраняет и по сей день. Чтобы защититься от возможного вторжения венгров, была возведена оборонительная система со стенами, вход в Большой канал перегораживала цепь.

https://flic.kr/p/K5mkMP

https://flic.kr/p/K5mkMP

В Средние века Венеция являлась центром Венецианской республики, владеющей многочисленными колониями в Средиземном море. Мощь Византии, столетиями прикрывавшей Европу от мусульманского Востока, была подорвана, и Венеция после захвата турками-османами Константинополя в 1453 году сама столкнулась с турецкой экспансией. Одновременно экспансия и военные действия заставили европейские страны находить иные торговые пути. Экономическое и торговое благополучие Венеции было постепенно подорвано турецко-венецианскими войнами и перемещением главных торговых путей из Средиземного моря в Атлантику.

Когда в 1797 году Наполеон захватил Венецию, она уже не представляла могущественное государство. В период Наполеоновских войн город был передан под власть Австрии.

В октябре 1866 году Венеция вошла в состав Италии.

Физико-географическая характеристика

Венеция после объединения в 1926 году с городом Местре располагается на материке и 118 островах Венецианской лагуны Адриатического моря.

Область Венеция представляет крупный научно-образовательный и туристический центр. В материковой части находятся морской порт на Адриатическое море, международный аэропорт имени Марко Поло, а также нефтеперерабатывающий и другие заводы.

https://flic.kr/p/8Na76t

https://flic.kr/p/8Na76t

На островах Венецианской лагуны расположен исторический центр. Архитектурный облик Венеции сформировался в 14 – 16 веках во время расцвета Венецианской республики. Вместе с Венецианской лагуной находится в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Острова разделяют 150 каналов и протоков, через которые переброшено до 400 мостов (в числе которых мост Риальто и мост Вздохов, относящиеся к концу 16-го века).

Островная Венеция является центром международного туризма мирового значения, морским курортом, местом проведения международных кинофестивалей, архитектурных и художественных выставок. Внутригородские перевозки осуществляются на гондолах, моторных судах, баржах. Вдоль узких кривых улиц и каналов располагаются роскошно декорированные дворцы и церкви.

На  центральной  площади  находятся Дворец дожей (14 – 16 века), Собор Святого Марка (9 – 15 века), Старая библиотека Сан-Марко (16 век), монастыри, здания религиозных братств (скуол).

https://flic.kr/p/c1n9ME

https://flic.kr/p/c1n9ME

Страна Венесуэла названа в честь Венеции.

Наводнения

Город подвержен регулярным наводнениям, в том числе происходит сезонный подъём воды в Венецианской лагуне, дельте реки По и в близлежащих регионах северной Адриатики, вызывающих затопление большой части территории Венеции, кроме этого и в других приморских городах по линии Кьоджа – Триест.

Основной причиной наводнений служит ветровой нагон воды со стороны моря, к которому в последние года добавился антропогенный фактор: интенсивный дренаж заболоченных низин и разрушение плавней.

Приливы и незначительные периодические подъёмы уровня воды в старину в жизни города играли благоприятную роль, так как они из его каналов уносили сточные воды. В настоящие дни, когда ускорилось погружение островов Венецианской лагуны, выросла частота наводнений, следовательно и последствия от них значительно осложнились, поскольку солёная вода разрушительно воздействует на кирпичную кладку, а наибольшая высота островов Венеции не более двух метров над уровнем моря.

https://flic.kr/p/dqbTna

https://flic.kr/p/dqbTna

Интересным своеобразным показателем благосостояния города является площадь Сан Марко – его самая низкая точка. Явление, называемое «высокой водой», ранее на площади наблюдалось около 9-ти раз в году, теперь происходит в среднем до 100 раз в год.

Венеция медленно уходит под воду – с этим обстоятельством соприкоснулись ещё древние поселенцы, которым пришлось дважды перестраивать город и перебираться на более высокие острова. В 20-м веке происходило довольно быстрое (около 5 мм в год) погружение Венеции в лагуну, в итоге суша опустилась на 23 см.

Главной причиной бедствия стал промышленный забор водных ресурсов из артезианских скважин и в результате чего понизился водоносный слой земли. Также на постепенное затопление города оказывает влияние увеличивающееся давление наземных объектов: сооружений и зданий, людей и т. п. После того, как скважины закрыли, оседание города притормозилось, но не прекратилось. По предсказаниям учёных, уже в 2028 году Венеция может быть непригодной для жизни, а к 2100 году полностью затонуть. Также медленный размыв города продолжается по причине увеличения частоты наводнений в Венецианской лагуне.

https://flic.kr/p/92hRNo

https://flic.kr/p/92hRNo

Чтобы спасти уникальный город, был специально разработан проект MOSE, который предусматривает сооружение герметичных барьеров вокруг Венеции. Проект одобрен специалистами и торжественно открыт в 2003 году. Но возведение дамб подвергается обстоятельной критике в виду низкой эффективности аналогичной защиты от наводнений, проверенной в Нидерландах, и неблагоприятных последствий для природной среды: нехватка морской воды приведет к вымиранию многочисленных уникальных и редких живых существ, которые обитают на территории лагуны.

Климатические условия

Венеция – южный город, для которого характерно длительное жаркое лето и мягкая зима. Средняя температура в июле (самый теплый месяц) примерно +23 градуса, средняя температура в январе +2,5 градуса. Зимой изредка случаются заморозки и снегопады.

Экономика и транспорт

Экономика материковой Венеции основывается на портово-промышленном комплексе в районе Маргера, островной – на туризме и ремёслах (производство кружев на острове Бурано, художественных изделий из стекла на острове Мурано, мозаики).

Промышленная зона Маргеры располагает производствами: нефтехимии и нефтепереработки, электротехники, металлургии, судостроения, электростанции.

https://flic.kr/p/otnXa1

https://flic.kr/p/otnXa1

Морской порт города включает 8 пассажирских и 26 грузовых терминалов. Порт – универсальный грузовой комплекс, перерабатывающий генеральные, контейнерные, наливные, навалочные грузы. Это единственный порт страны, подключённый к речной сети Северной Италии. Обслуживает в год 2,3 млн. пассажиров.

Близость морского порта и промышленных предприятий с их вредными выбросами в акваторию и атмосферу Венеции вызвали эрозию дворцов и скульптур.

Ежегодно Венеция принимает до 20 миллионов туристов и более 600 круизных лайнеров.

Материковая Венеция представляет значительный узел шоссейных дорог. Проложены дороги национального значения, соединяющие Венецию с областями Северной Италии. Через город пролегает объездная автомагистраль, связывающая Венецию с пригородами на северо-востоке и юго-западе. Островной город с материком связывает железнодорожно-автомобильный мост Понте делла Либерта.

Островная Венеция – город без автомобилей. Общественный транспорт включает автобусы и речные трамваи, в числе которых вапоретто (маршрутный теплоход). На материке имеется трамвайная система и островное миниметро протяжённостью 0,853 км с тремя станциями.

https://flic.kr/p/oD7FEr

https://flic.kr/p/oD7FEr

Есть два железнодорожных вокзала: материковый Местре и островной Санта-Лючия. Поезда соединяют Венецию с Римом, с остальной Италией и Европой.

На материке находится крупнейший в Италии международный аэропорт имени Марко Поло. На одном из островов расположен морской вокзал, принимающий круизные лайнеры и паромы.

В Венеции 433 гондольера, и количество их не меняется вне зависимости от прибытия новых членов или выхода на пенсию. Все они венецианцы по происхождению. В Лагуне в апреле – сентябре проводятся лодочные регаты, в которых принимают участие многие из гондольеров.

Достопримечательности

В прекрасной Венеции множество интересных достопримечательностей и необычных уголков, которыми можно любоваться до бесконечности. Напротив Гранд Канала и Дворца Дожей расположен остров Сан-Джорджо, представляющий одну из известных туристических панорам Венеции. Сердцем Венеции, безусловно, является площадь Сан-Марко. Туристов восхищают основные достопримечательности площади – собор Святого Марка и Дворец дожей. В 1468 году основана библиотека Марчиана – огромнейшая библиотека города на площади Святого Марка.

https://flic.kr/p/dAw2GZ

https://flic.kr/p/dAw2GZ

Интересные места в городе попадаются на каждом шагу: великолепные палаццо вдоль Большого канала, множество разных мостов, старинные церкви. Каждое здание, построенное на воде, можно назвать памятником архитектуры.

Изысканными архитектурными формами привлекает туристов в квартале Сан-Паоло, на площади Кампо-дель-Фрари, базилика Богородицы Словущей, в которой хранится множество произведений искусства, среди них шедевры Тициана – «Богородица Пезаро» и «Вознесение Богородицы».

Следует увидеть базилику Св. Георгия на острове Св. Георгия (Остров кипарисов), базилику Богородицы Исцеляющей, базилику Св. Иоанна и Павла. Мост Риальто – место, мимо которого невозможно пройти, будучи в Венеции. Также очень живописны остальные мосты через Большой Канал: Мост Конституции, Мост Скальци, Мост Академии.

https://flic.kr/p/XGavp3

https://flic.kr/p/XGavp3

В настоящие дни Венеция представляет не населенный пункт в его классическом понимании, а скорее это музей под открытым небом. Многие ученые предсказывают, что в ближайшем будущем город полностью уйдет под воду. Для спасения Венеции современные строители и инженера прилагают не меньше усилий, чем первые венецианцы. Человек пытается сохранить Венецию, а природа – уничтожить. Это будет продолжаться до того, пока человек не сдастся. Однако и в этом случае проигрыш будет красивым.

Понравилась статья? Не забудьте поделиться!
Оцените статью:
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Проголосуй первым!)
Загрузка...


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *