Плотина Гувера – образец инженерного гения и достопримечательность США

Плотина Гувера, также дамба Гувера или дамба Боулдер – уникальная и самая известная гидротехническая конструкция в США. Она сооружена на стыке штатов Аризона и Невада, в образованном крупной рекой Колорадо, узком Черном каньоне, недалеко от Лас-Вегаса и Боулдер-Сити. Бетонная арочно-гравитационная дамба служит не только как мощная гидроэлектростанция, но и как главная составляющая системы мелиорации и охраны от наводнений в юго-западной части США.

Плотина Гувера, находящаяся в сорока восьми километрах от «Мировой столицы развлечений», включена в список посещений туристов и являет собой одну из интересных и популярных достопримечательностей Соединенных Штатов. Плотину в 1981 году включили в Национальный регистр исторических мест США.

https://flic.kr/p/8qgxBc

https://flic.kr/p/8qgxBc

Дамба, имеющая высоту 221 метр, образует водохранилище (озеро) Мид. В создании плотины важную роль сыграл тридцать первый президент страны – Герберт Гувер, в честь которого она была названа. Началось строительство в 1931 году, а закончилось раньше на два года запланированной даты, в 1936 году. Управляет плотиной Бюро мелиорации США (подразделение Министерства внутренних дел США).

Искусственно образованное озеро назвали в память Элвуда Мида, который был в период проектирования и сооружения дамбы Гувера, руководителем Бюро мелиорации США. Крупное в стране водохранилище Мид, имеющее площадь 640 кв. км, простирается вверх по течению реки на двести километров. Озеру Мид в 1964 году присвоили статус Национальной зоны отдыха США.

https://flic.kr/p/97wx1C

https://flic.kr/p/97wx1C

История строительства

В Скалистых горах во время таяния снегов река Колорадо, проявляя свой бурный необузданный нрав, зачастую затопляла, лежащие по течению ниже, фермерские угодья. Планировалось, что возведение плотины решит проблему с колебаниями уровня реки. Проектировщики ожидали, что водохранилище поспособствует развитию орошаемого земледелия, послужит источником водоснабжения Южной Калифорнии, в частности Лос-Анджелеса.

Сомнения штатов, расположенных в бассейне Колорадо, в правильном и справедливом распределении между потребителями водных ресурсов явились одной из преград для осуществления проекта. Опасались, что Калифорния с ее финансовыми ресурсами, влиянием, нехваткой воды станет предъявлять права на большее количество ресурсов водохранилища.

Созданная в 1922 году комиссия включала представителей от заинтересованных штатов, от федерального правительства (был выбран тогдашний министр торговли Герберт Гувер). В конце осени 1922 года была подписана Конвенция реки Колорадо: в ней были утверждены способы раздела водных ресурсов. Документ, открывший возможности для строительства плотины, назвали «Компромисс Гувера».

https://flic.kr/p/qLU7ZD

https://flic.kr/p/qLU7ZD

На масштабное строительство такого гидротехнического сооружения требовались значительные средства из государственного бюджета. Белый дом и Сенат не сразу одобрили финансирование проекта. Президент Калвин Кулидж лишь в 1928 году подписал документ,  поддерживающий  постройку.  Ассигнования  были  выделены  в 1930 году, когда президентом государства стал Герберт Гувер. Первоначально планировалось возводить плотину в каньоне Боулдер, поэтому ее иногда называют «дамбой Боулдер».

На  строительстве  плотины   было  задействовано  несколько  тысяч  рабочих,  летом 1934 года насчитывалось (максимально) 5251 человек. В контракте на строительство было заранее оговорено, что выходцы из Китая на работу не нанимаются; чернокожих работников, принятых на низкооплачиваемые задания, было не больше тридцати.

Рядом с плотиной планировалось для строителей возвести городок – Боулдер-Сити. Но в целях снижения массовой безработицы в период Великой депрессии и ускорения возведения конструкции увеличивали количества рабочих мест на строительстве. К приезду рабочих Боулдер-Сити был не готов, поэтому строители первое лето жили во временных лагерях.

Тяжелые условия труда

Опасные условия труда и плохое жилье вызвали возмущения, в августе 1931 года состоялась забастовка. Вскоре рабочих разогнали, используя оружие и дубинки, но строительство городка ускорилось, весной 1932 года рабочие имели возможность переселяться в постоянные жилища. На время строительных работ в Боулдер-Сити запрещались азартные игры, проституция, распитие спиртных напитков. В городе продавать спиртные напитки запрещалось до 1969 года, а игорный бизнес не разрешен до сих пор (в штате Невада в единственном городе).

https://flic.kr/p/9iH3Fv

https://flic.kr/p/9iH3Fv

Строилась плотина при очень неблагоприятных условиях. Работы велись в тоннелях с избытком угарного газа. Вследствие отравления многие пострадавшие стали инвалидами или погибли. Работодатель смог доказать, что заболевание – осложнение пневмонии, таким образом сняв с себя ответственность за это. На опасных работах строительства дамбы Гувера впервые были использованы защитные каски.

За весь период строительства погибли 96 человек. Первым погиб топограф Дж. Тирни, зимой 1922 года утонул в Колорадо, выбирая наилучшее место для стройки.

Работы по возведению туннелей и бетонной плотины

Для строительства выбрали место в узком каньоне на стыке Невады и Аризоны. В каменных стенах Черного каньона пробурили четыре туннеля диаметром 17 м, чтобы отвести от строительства воду из реки. Стены туннелей были заделаны бетоном в толщину на 0.9 м, полезный диаметр составил 15,2 м. Когда строительство было закончено, часть туннелей перекрыли «пробками» из бетона, через остальные подают воду к турбинам и сбрасывают излишки воды. То, что водосброс осуществляется через туннели в скалах, дает стабильность плотине.

https://flic.kr/p/bPQqUk

https://flic.kr/p/bPQqUk

Были построены две дамбы-кессона, чтобы отгородить место строительства и предотвратить возможное затопление. Чтобы обезопасить работы, предварительно провели очистку стен каньона от беспорядочно лежащих скал и камней, с помощью динамита они подрывались, затем сбрасывались вниз.

В основание плотины заливался бетон. Для его производства были разработаны месторождения нерудных полезных ископаемых, построены новые бетонные заводы. Раньше работы подобного размаха никогда не проводились, поэтому многие технические решения, примененные в строительстве, имели уникальный характер.

Чтобы охлаждение бетона происходило быстрее, плотину сооружали не сплошным монолитом, а как серию связанных между собой колонн в форме трапеций, так излишнее тепло, выделявшееся при застывании смеси, рассеивалось. По расчетам инженеров получалось, если бы плотина была построена как монолит, то бетон остывал бы до температуры окружающей среды 125 лет. За такое время появились бы трещины, дамба разрушилась. До сих пор процесс отвердевания бетона не завершен.

https://flic.kr/p/dBpNhQ

https://flic.kr/p/dBpNhQ

На момент завершения строительства плотина Гувера была самым массивным искусственным гидротехническим сооружением на планете. Использованного бетона могло хватить для прокладки дороги 20 см в толщину и 5 м в ширину от Сан-Франциско до Нью-Йорка, т.е. пересечь Соединенные Штаты от Тихого океана до Атлантического.

Энергоснабжение региона

Генераторы гидроэлектростанции первое электричество выработали в октябре 1936 года. Станция в 1961 году была модернизирована: запущены дополнительные генераторы. Ныне работают 17 генераторов с максимальной мощностью 2074 МВт. Такая мощная электростанция является важным объектом на западе США в поддержании баланса энергопотребления.

Архитектура комплекса

По плану плотина и здание гидроэлектростанции должны были представлять простое архитектурное сооружение. С внешней стороны дамба будет выглядеть как обычная стена, сверху обрамленная балюстрадой, построенной в неоготическом стиле. После критики современников за простоту проект переделал архитектор из Лос-Анджелеса – Гордон Кауфман. Он выполнил экстерьер зданий в традициях стиля ар-декор. Башенки, «вырастающие» из дамбы, украшают верхнюю часть плотины. На водосбросных башнях установлены часы, показывающие на одних Североамериканское тихоокеанское время (штат Невада), на других – Горное (штат Аризона).

https://flic.kr/p/buhf5Y

https://flic.kr/p/buhf5Y

Транспортное значение

До 2010 года плотину пересекала дорога в меридиональном направлении, которая связывала Аризону с мексиканской границей. Прилегающее к дамбе шоссе не соответствует магистрали и имеет недостаточный объем пропускаемого транспорта. Спускающийся к дамбе Гувера серпантин включает узкие и крутые повороты, места с плохим обзором.

Движение автотранспорта после теракта 11 сентября 2001 года было ограничено. Чтобы исключить провоз взрывчатки, одни машины подвергаются обязательному досмотру, другие – периодическому. Эти меры ускорили в обход плотины Гувера сооружение моста через Черный каньон.

В октябре 2010 года возле дамбы Гувера открылся Мемориальный мост Майка О’Каллагана – Пэта Тиллмана, увеличивший существенно пропускную способность шоссе. По мосту протяженностью 580 м, высотою над рекой Колорадо 270 м автотранспорт имеет возможность двигаться в каждом направлении по двум полосам. Он представляет две параллельные арки из железобетона, выгнутые вверх, упирающиеся в берега.

https://flic.kr/p/76YgCy

https://flic.kr/p/76YgCy

Влияние сооружений на окружающую среду

Сооружение плотины Гувера и создание водохранилища Мид в значительной степени оказало воздействие на водный режим реки Колорадо, в особенности на экосистему дельты. В течение всего периода строительства и наполнения водохранилища вода не могла достичь дельты реки. Устье, до существования плотины представляло собой зону, где смешивалась соленая и пресная вода, после постройки превратилось в соленый лиман.

С появлением дамбы прекратились наводнения, которые случались часто в нижнем течении. Несколько видов животных и растений, которые приспособились к постоянным затоплениям, попали под угрозу исчезновения. Заметно сократилось количество рыбы.

Туризм

Такой необычный и интересный объект, как дамба Гувера не мог остаться без внимания туристов всего мира. В 1937 году после завершения строительства комплекс плотины был доступен для посещения туристических групп. Количество посетителей выросло с увеличением популярности расположенного вблизи Лас-Вегаса. В 1996 году количество туристов, побывавших на плотине за год, составило более миллиона.

Через несколько десятилетий после постройки плотина Гувера остается великолепным образцом инженерной мысли, самоотверженного труда строителей и самой известной достопримечательностью Америки.

Понравилась статья? Не забудьте поделиться!
Оцените статью:
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Проголосуй первым!)
Загрузка...


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *