Народные промыслы – традиционные маски Шри-Ланки

С давних пор деревянные маски использовали в национальных танцевальных представлениях и в разных ритуальных церемониях. Умение изготавливать маски уходит в века, передается из одного поколения мастеров в другое. На острове Шри-Ланка маски делают из дерева Кадуру, растущего в заболоченных местах по краям рисовых полей.

Удивительная мягкость и легкость является отличительной чертой древесины Кадуру. Сперва дерево кладут на солнце для просушки. Оно высыхая дает клейкий сок, который находится внутри ствола. После этого ствол дерева распиливают на несколько частей нужного размера. Затем при помощи молотка и стамески вырезается основа для самой маски. Соотношения сторон и размеры масок можно найти в записях древних манускриптов. Когда подготовительные работы завершены, заготовку кладут коптиться сроком до семи дней. Копчение – один из самых важных процессов в изготовлении маски, так как защищает деревянную основу от порчи насекомыми.

После завершения процесса копчения мастер приступает к формированию черт лица, при этом пользуется молотком, различными по размеру и форме стамесками, зубилами. Придав необходимую форму маске, умелец далее ее будет шлифовать, полировать, грунтовать, расписывать красками. Обязательно перед росписью маску надо отполировать.

https://flic.kr/p/qbJeYv

https://flic.kr/p/qbJeYv

Основным цветом для любой маски служит желтый оттенок. Остальные цвета раскрасок для каждого изделия будут подбираться свои собственные, соответствующие древним записям и характеризующие только данный вид масок. Для того, чтобы оттенки и цвета были более яркие и выразительные, длительное время сохраняли свою насыщенность во все краски добавляют Dorana oil – масло Дорана.

У каждой маски выражение лица должно быть неповторимым, отражающим индивидуальный характер разных персонажей, их эмоции, настроение. Поэтому мастеру необходимо не только вырезать аккуратно все черты и детали лица, но и суметь отразить, передать как можно точнее «душу» маски, а для этого требуется большой опыт и знание древних традиций. На Шри-Ланке все маски, которые увидят туристы, делятся на три вида: Ракша, Колам, Санни.

Маски Санни

У местных жителей острова существует множество разных ритуалов, целью которых является восстановление здоровья, излечение от какой-либо болезни. Ритуал, в котором используются маски Санни, самый распространенный у ланкийцев. Он направлен на то, чтобы возвратить тело человека в физиологическую и психическую гармонию, нарушенную в результате каких-то нехороших неправильных мыслей и действий. Древние люди верили, что все недуги приносят демоны, поэтому все болезни были изображены в форме демонов. Изгнание хвори происходило в ходе танцевального ритуала вместе с маской демона этого заболевания.

https://flic.kr/p/CubiWE

https://flic.kr/p/CubiWE

Существует восемнадцать демонов, вызывающих восемнадцать заболеваний:

  • Амукку Санни является причиной желудочных расстройств, отравлений, рвоты;
  • Дева Санни вызывает корь, ветрянку и кожную сыпь, свинку, тиф, холеру, лихорадку;
  • Вата Санни – причина недугов из-за избытка воздуха в организме, паралича;
  • Нага Санни вызывает появление яда в организме, образование нарывов и опухолей;
  • Пит Санни является причиной избытка желчи;
  • Гиниджала Санни вызывает жар, жжение, температуру;
  • Селесма Санни – причина переутомления, головной боли;
  • Капала Санни вызывает появление чихания, слизи, кашля, насморка;
  • Кадавата Санни – причина нервозности и нехватки терпения;
  • Мару Санни вызывает страх смерти и саму смерть;
  • Кора Санни вызывает паралич конечностей, опухоль суставов, хромоту;
  • Бухуту Санни вызывает временное сумасшествие;
  • Джала Санни вызывает дрожь, чувство нестерпимого холода;
  • Кана Санни является причиной временной слепоты;
  • Геди Санни является причиной фурункулов и чирей;
  • Бахири Санни вызывает временную глухоту;
  • Голу Санни вызывает временную немоту;
  • Вевулум Санни вызывает судороги, лихорадки, конвульсии.

Ритуал изгнания болезней проводится в три этапа:

Больной и шаман, изгоняющий демона, совершив подношение, вызывают появление демона недуга. Шаман пытается узнать, почему демон явился к больному, что он хочет взамен на обещание отказаться от страждущего.

Шаман отдает демону то, что он хочет, берет с него обещание покинуть тело страдальца, просит оставить знак, возвещающий всем о его уходе.

Демона обходительно отправляют к себе после того, как он покажет присутствующим свой танец. На протяжении ритуала играют барабаны, определенный барабан отбивает пока демона вызывают, затем другой – под танец демона, третий, когда тот уходит. Кроме того, существует маска (медицинская) главного демона Санни «Маха Кола».

https://flic.kr/p/atkK3t

https://flic.kr/p/atkK3t

Маски Колам

В переводе «Колам» означает «маска». Деяние масок Колам пришло из южных и западных деревень Шри-Ланки. Их использовали в танцевальных представлениях театра масок «Колам Данс». Если верить легенде, Колам Маски возникли при первом короле Маха Саммата.

Беременная жена короля по непонятным причинам захотела посмотреть представление в масках. Однако, никто не имел понятия как это сделать. А королева страдала. Бог Сакра пожалел ее и попросил бога Вишвакарама (бога ремесленников) выдумать и вырезать маски, сюжет и стихи для такого представления. После представления королева успокоилась и пришла в нормальное состояние.

В каждом театральном показе театра масок отражается эта легенда прибытием двух персонажей: королевы и короля. Театральное представление Колам изображает древние мифы, старинные обычаи сингальского общества, обыгрывая многочисленные истории из жизни королевского окружения.

Маски Ракша

Эти маски используют главным образом во время религиозных фестивалей и праздников для театрализованных танцевальных представлений Колам данс. Предание гласит, что когда-то давно на острове Шри-Ланка правило племя Ракшасов, королем у них был демон Равана-ракшас, один из героев известного древнеиндийского эпоса «Рамаяна».

https://flic.kr/p/9qNKcq

https://flic.kr/p/9qNKcq

Ракшасы имели способность принимать любой образ. Всего существует приблизительно 24 вида масок Ракша, только несколько из них используют в театре Колам данс. Все Ракша-маски объединяет лицо демона, у которого выпирающие глаза в виде огромных шаров, высунутый язык и остроконечные зубы, а голова всегда увенчана особой прической Нага Ракша – Маска Кобры. Вместо волос из головы торчит семь-десять кобр. Считается, что если повесить маску при входе в дом, она принесет силу и защиту от плохого воздействия недоброжелателей и врагов, а всем обитателем дома – добро.

Маска демона смерти – Мару Ракша вместо волос имеет изображение павлинов с раскрытыми хвостами. Местное население вешает маску на входные двери и считает, что она владеет сверхъестественной силой выгонять из жилища злых духов и внеземных существ.

Маска птицы гурулу – Гурулу Ракша является изображением мифической птицы Гурулу, поедающей змей, и символизирует защиту. Ланкийцы всегда просили у нее защиты и покровительства от этих рептилий. Если такая маска есть в доме, то она несет удачу, защищает жилье и обитателей от плохого глаза недоброжелателя.

https://flic.kr/p/7pCPqU

https://flic.kr/p/7pCPqU

Маска Гиниджал Ракша (вместо волос изображены языки пламени) помогает привлечь энергию счастья и деньги, т. е. удачу в бизнесе.

Однако, если в доме живет беременная женщина, то принято все маски снимать.

Музей Масок

Центром ремесленного производства масок является город Амбалангода, находящийся на юго-западном побережье Шри-Ланки. В городе работает музей масок. Экспозиции представляют историю их появления, применение их в разных церемониях и ритуалах. Также здесь есть библиотека, в которой собрано огромное количество старинных книг, ценных исследований по традиционному ремеслу изготовления масок.

Основное население этого региона – рыбаки. На всю страну они славятся своими красочными представлениями: ритуалом по изгнанию болезней и театром Колам. В данное время искусство изготовления масок превратилось в частное ремесло. Некоторые из множества масок пользуются особенным восхищением частных лиц: экспертов и коллекционеров. Маски можно приобрести во многочисленных магазинчиках и сувенирных лавках по всей стране.

https://flic.kr/p/8WcfWH

https://flic.kr/p/8WcfWH

Местные ремесленники научились воплощать в дереве животный мир Шри-Ланки, индуистские божества, Будду, маски, сюжеты из жизни ланкийцев. Практически все туристы, приехав на Шри-Ланку, покупают на память сувениры. Обычно сувениры приобретают во время экскурсионных программ, когда останавливаются возле специализированных магазинов, или на отдыхе на побережье, в магазине отеля.

Некоторые туристы, исследуя в курортных городках самостоятельно сувенирные лавки, торгуются с продавцами и покупают сувениры значительно дешевле. По приезду домой, деревянное изделие начинает трескаться. На Шри-Ланке высокая влажность, если изделие сделали из древесины с естественной влажностью, то через время оно покрывается крупными трещинами. Чтобы не разочароваться, лучше приобретать сувениры в солидных магазинах или по рекомендации гида.

Понравилась статья? Не забудьте поделиться!
Оцените статью:
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Проголосуй первым!)
Загрузка...


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *