Музеи и галереи Ватикана являются значимым центром международного туризма. Уникальный архитектурный стиль сооружений 12 – 19 веков, богатейшие собрания мирового искусства – истинное культурное чудо света. Ватиканская пинакотека, музей Кьярамонти, библиотека Ватикана, Миссионерский этнографический музей и др. – это удивительное богатство располагается в одном комплексе зданий.
Один из музеев Ватикана – Ватиканская пинакотека представляет коллекцию произведений живописи, была основана в восемнадцатом веке папой Пием VI. По приказу Наполеона Бонапарта много картин в 1797 году было отправлено в Париж. Решение вернуть художественные произведения в Ватикан было принято на Венском конгрессе в 1815 году.
Картины пинакотеки служили украшением папских покоев, их перемещали неоднократно из одного помещения в другое, до того момента, пока не разместили в крыле Бельведерского дворца. Музей торжественно открылся для публики в марте 1908 года. Новое здание (разработка архитектора Л. Бельтрами) для пинакотеки было построено в 1932 году по заказу папы Пия XI, в нем же она располагается по сей день. Пинакотека открылась в новом здании в октябре 1932 года.
Музей представляет преимущественно произведения итальянских художников, также там размещается коллекция византийского искусства, заполученная папой Пием X. Работы иностранных мастеров немногочисленны. В хронологическом порядке в восемнадцати залах пинакотеки представлено всего до 460 картин двенадцатого – девятнадцатого веков. По давней традиции в коллекции содержатся картины только на религиозные темы.
Залы
В первом зале представлены произведения средневековых сиенской, умбрийской и тосканской школ. Работы Никколо и Джованни Пизано.
Во втором зале хранятся произведения сиенских художников треченто (период Проторенессанса), в частности Джотто ди Бондоне и учеников триптих Стефанески; Бернардо Дадди «Мадонна», Симоне Мартини, Пьетро Лоренцетти.
В третьем зале представлена флорентийская живопись периода Ренессанса: произведения Филиппо Липпи, Фра Беато Анжелико, Беноццо Гоццоли.
Четвертый зал содержит фреску Мелоццо да Форли, фрагменты мозаики из церкви Санти-Апостоли.
Пятый зал – работы Эрколе де Роберти, Лукас Кранах Старший «Пьета».
В шестом зале находятся полиптихи. Работы Антонио Виварини, Карло Кривелли.
В седьмом зале можно увидеть работы Пьетро Перуджино «Воскресение», «Св. Бенедикт», «Воскресение»; Пинтуриккио «Коронование Марии».
В восьмом зале представлены произведения Рафаэля Санти «Мадонна ди Фолиньо», «Преображение», «Коронование Марии», «Св. Павел», «Св. Петр», «Мадонна с младенцем и святыми». Здесь также гобелены, изготовленные по эскизам Рафаэля.
В девятом зале хранятся работы Леонардо да Винчи: неоконченная картина «Св. Иероним», художников 15-16 веков: художника из Венеции Джованни Беллини и др.
Десятый зал представляет школу Рафаэля и венецианскую живопись; Паоло Веронезе, Тициан, Бордоне.
В одиннадцатом зале работы Федерико Бароччи, Джорджо Вазари.
В двенадцатом зале содержится живопись в стиле барокко Гверчино, Доменикино, Никола Пуссена, Караваджо, Гвидо Рени.
Тринадцатый зал: Пьетро да Кортона, Рибера.
В четырнадцатом зале работы нидерландских и фламандских мастеров: Николы Пуссена, Жака Куртуа, Бартоломе Эстебан Мурильо.
В пятнадцатом зале выставлены портреты работы Джузеппе Мариа Креспи, Томаса Лоренца, Тициана, Помпео Батони, Карло Маратта.
В шестнадцатом зале – работы австрийского художника Петера Венцеля.
В семнадцатом зале посетителям представлены ангелы Джованни Лоренцо Бернини.
В восемнадцатом зале хранятся иконы и мозаика.
Ватиканская пинакотека открыта для посещения публики.
Музей Кьярамонти посвящен античной скульптуре. Его основал в 1805-1807 году папа Пий VII из семьи Карамонти. Сначала музей находился в галерее Corridore della Libraria, соединяющей дворец папы Пия с Бельведером. В музей классической скульптуры входит три части: основная часть – Коридор, Galleria Lapidaria, Braccio Nuovo.
Коридор представляет из себя большую арочную галерею, разделенную на шестьдесят секций. С обеих сторон растянулся бесконечный ряд бюстов, статуй, рельефов, саркофагов – около 800 экспонатов римской эпохи. Самый большой интерес вызывают огромная голова Афины, относящаяся к эпохе Адриана; голова Посейдона (Нептуна); рельеф первого века нашей эры, на котором изображены «Три грации» и греческие подлинники «Дочери Ниобы», сделанные из беотийского известняка.
В Galleria Lapidaria размещается крупнейшее в мире римских и греческих надписей языческого и христианского содержания (всего около трех тысяч фрагментов). Коллекция основана папой Бенедиктом IV, неоднократно она расширялась при содействии папы Пия VII.
Braccio Nuovo означает ответвление, новый рукав. Еще в 1806 году в планах папы Пия VII было создание ответвления от основного музея Кьярамонти. Возможность претворить в жизнь эту идею под руководством архитектора Рафаэля Стерна появилась лишь в 1817-1822 году.
В нишах зала размещена коллекция классических произведений римского и греческого искусства, тематически разделенная на две части: римская история и греческая мифология.
Наиболее значительными являются политик Демосфен (копия с оригинала Полиевкта, бронза, третий век до н.э.); обнаруженная в 1863 году Август из Прима Порта (первый век); «Раненая Амазонка» (копия); «Силен и Дионис» (копия); олицетворение речного божества – статуя Нила с шестнадцатью «детьми»: сфинксами, притоками, крокодилами (копия скульптуры), возможно обнаруженная в 1513 г. в Риме на месте храма Исиды; пастух Ганимед с орлом, посланным Зевсом, чтобы его похитить (копия второй век до н.э.); Афина с совой (копия).
Статуя Дорифора («Копьеносец») послужила примером для скульпторов нескольких поколений как образец истинного греческого искусства. Также здесь находится великолепная коллекция римской портретной скульптуры (самый ценный экспонат – портрет Цицерона). Античные колонны и напольная черно-белая мозаика (второй век до н.э.) украшают зал в стиле классицизма.
Исторический музей основан папой Павлом VI в 1973 году. Здесь хранится коллекция объектов, связанных с историей Ватикана: автомобили, кареты, паланкины пап, флаги, седла, солдатская униформа, предметы, используемые в повседневной и праздничной жизни пап, также фотографии, графика, документы о прошедших церемониях и должностях. Коллекция содержит модель первого (1929 год) локомотива Ватикана, парадную карету Льва XII, которой пользовались почти сто лет (до римского папы Пия XI).
С 1991 года отдельно располагается секция исторического музея – Padiglione delle Carrozze во дворце Латеран в палатах папы.
Коллекция современного религиозного искусства – галерея религиозного искусства открыта в Ватикане в 1973 году по указанию папы Павла VI. Тридцать картин собрания (1956-1957 гг.) изначально находились в Ватиканской пинакотеке. Впоследствии часть коллекции была размещена в Salette Borgia и апартаментах Борджиа. Пятьдесят пять залов представляют произведения современного искусства: скульптура, живопись, графика, витражи, прикладное искусство, подаренные Ватикану коллекционерами и художниками. В раннем собрании хранились произведения Симоне Мартини, Эль Греко, Манчини, Тоси и др.
В фондах коллекции хранится около 800 работ художников всего мира: Анри Матисс («Мадонна с ребенком»), Морис Дени, Огюст Роден, Винсент Ван Гог («Пьета»), Сальвадор Дали, Макс Бекман, Пауль Клее, Марк Шагал («Христос и художник»), Эрнст Барлах, Отто Дикс, Хосе Давид Сикейрос, Оскар Кокошка, Морис Утрилло, Пабло Пикассо, Одилон Редон, Жорж Брак, Ренато Гуттузо, Амедео Модильяни, Василий Кандинский, Джакомо Балла, Жорж Руо («Осень в Назарете»), Джорджо Моранди, Бернар Бюффе, Джорджо де Кирико, Альфред Манесье, Френсис Бэкон, Эдуардо Чильида, Джакомо Манцу и др.
Музеи Ватикана получили широкую известность в мире благодаря чудесным залам с полотнами великих художников, прежде всего Рафаэля. Чтобы не упустить интересное и разобраться в залах лучше воспользоваться аудиогидом или приобрести при входе план-гид. В период наплыва туристов ввиду длинных очередей туроператоры советуют заранее бронировать визит в музеи. В Ватикан не разрешается проносить рюкзаки, чемоданы, длинные зонтики, ножи, алкогольные напитки, не допускаются посетители в открытых майках, коротких юбках и шортах.