Лхаса – город тайн и загадок в Тибете

Лхаса является столицей и сердцем Тибета. Мировую славу этому месту принесли многочисленные монастыри, где и сейчас проводятся торжественные церемонии и ритуалы. Также Лхаса выступает по традиции резиденцией Далай-ламы. Лхаса служит божественным местом, ядром легендарного, неповторимого и незабываемого Тибета, душой и сердцем всего тибетского буддизма и монахов. Всем туристам будет интересно посетить это место с уникальной историей, культурой и религией.

В настоящее время Лхаса считается городским округом в Тибетском автономном районе Китая и административным центром Тибета. Но есть некоторые различия между понятиями городской округ и город. То, что полагается называть «городом» Лхаса, в действительности является современным районом Чэнгуань, который находится в городском округе Лхаса.

https://flic.kr/p/jUPsN3

https://flic.kr/p/jUPsN3

Происхождение название

В переводе с тибетского языка наименование города Лхаса означает «место богов», «божественное место». Город был образован в середине 7 века, когда столица Тибета была перемещена из долины реки Ярлунг в Лхасу. Ранее на месте города, скорее всего, было укрепленное поселение, которое подарило городу имя Раса, что в переводе означает «место козы», «огороженное место».

Кроме написания на русском языке «Лхаса», также можно столкнуться и с вариантом названия «Ласа». Слово «Лхаса» необходимо говорить на тибетский манер с придыханием, то есть делать ударение на первый слог. В английском языке буква «h» в «Lhasa» не произносится.

О современной Лхасе

Город Лхаса находится в долине реки Джичу, на Тибетском нагорье на высоте 3650 м. С давних времен он был известен как важный транспортный и торгово-ремесленный центр на Тибетском нагорье. С 20 века тут начали работать пищевые, кожевенные, деревообрабатывающие предприятия и многие другие заводы. Кроме этого, есть в городе геофизическая обсерватория, сельскохозяйственная и метеорологическая станции.

https://flic.kr/p/8fve2x

https://flic.kr/p/8fve2x

Основу концентрического плана города составляют кольцевые дороги, по которым проходят маршруты паломников. Первая внутренняя дорога располагается внутри в монастыре Джоканг, вторая – Пакор – закрывает торговый центр вокруг монастыря, а третья – Линкор – пролегает вокруг Старого города. Архитектура этого места выражается узкими и кривыми улицами, которые застроены одно- и двухэтажными кирпичными зданиями с плоской крышей. В Лхасе и ее окрестностях можно найти достаточно историко-архитектурных памятников, которые действуют и в настоящее время, в основном это буддийские монастыри.

Достопримечательности

Дворец Потала

Одной из наиболее значимых достопримечательностей Лхасы является дворец Потала. Данный архитектурный шедевр находится на высоте 3700 м на Красном холме посреди лхасской долины. Общая территория дворцового комплекса равняется 360 тыс. кв. м. В 1994 году он внесен в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО.

Возведение нижней части дворца (Белого Дворца) началось в 1645 году. Спустя три года перед тибетцами предстало величественное девятиэтажное строение. Но на этом строительство дворца не остановилось. В дальнейшем еще предстояло соорудить верхний Красный Дворец.

https://flic.kr/p/c6Hivy

https://flic.kr/p/c6Hivy

Белый Дворец образовывают солнечный павильон, большой восточный павильон, жилые покои регента и наставника Далай-ламы и другие. Большой восточный павильон когда-то применялся для официальных церемоний, в солнечном павильоне Далай-лама работал и жил, читал священные тексты, занимался руководством.

Красный Дворец применялся для молитв и религиозных ритуалов. Немалым значением обладают восемь мемориальных ступ, в том числе Пятого и Тринадцатого Далай-лам. Кроме того, дворец имеет вереницу больших и малых залов, которые посвящены Буддам, далай-ламам, бодхисатвам, а также аудиенциям и церемониям. Также они выступают своеобразными выставочными залами, где представлены драгоценности и реликвии, такие как, пространственные мандалы для созерцания, статуи далай-лам и учителей, поминальные ступы, статуи божеств, ритуальные предметы, стены украшают изображения сложной системы росписи.

Западный большой зал служит местом проведения приемов, религиозных церемоний и жертвоприношений. В начале 20 века стараниями Тринадцатого Далай-ламы Дворец был реконструирован, часть капелл расширена.

https://flic.kr/p/MEiMQ

https://flic.kr/p/MEiMQ

Сегодня Дворец Потала – это огромный туристический объект, который каждый год посещают сотни китайских и иностранных гостей. Но что может разочаровать туристов, так это то, что не все помещения Поталы в настоящее время открыты для всеобщего обозрения, а те, которые можно посещать, открываются всего на несколько часов в день.

Монастырь Джоканг

Духовным центром Лхасы и самым почитаемым религиозным строением на территории всего Тибета является монастырь Джоканг. Он также входит в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО. Данный памятник архитектуры является местом паломничества буддистов и любимой достопримечательностью путешественников в Тибете. За последнее время общая площадь храмового комплекса увеличилась, сейчас она составляет 25 тыс. кв. м.

Возведение монастыря началось в 639 году по указанию царя Тибета Сонгцен Гампо. До начала стройки китайская принцесса Вэнь Чэн (жена царя) изучала местность по всем правилам фэншуй.

https://flic.kr/p/8963zv

https://flic.kr/p/8963zv

Изначальная планировка монастыря Джоканг необычайно отличается от других религиозных строений Тибета. Основное различие состоит в том, что здание размещается с запада на восток, в направлении Непала, будто бы, в связи с тем, что жена царя Тибета, была роддом из Непала.

В общем, храм представляет собой четырехэтажное строение с крышей, которое покрыто узорчатой бронзовой плиткой. Архитектурный стиль храма обладает некоторыми сходствами с индийскими вихарами, но, когда храм расширяли, применялись элементы, которые присущи непальскому, китайскому и другим стилям. На крыше установлено две золотые лани и колесо дхармы.

Комплекс Джоканг включает в себя несколько залов и алтарей. В основном зале находится статуя Будды Сакьямуни, которая является одной из самых почитаемых статуй в тибетском буддизме. Здесь же есть и статуи царя Сонгцен Гампо и двух его известных жен, которые оказали влияние на распространение буддисткой религии в Тибет.

Монастырь Пабонка

Одним из древнейших монастырей Лхасы является монастырь Пабонка. Хоть, он и находится в часе ходьбы от монастыря Сэра, туристы его почти не посещают. Данное культовое строение было возведено в 7 веке по приказу царя Тибета. Согласно легенды, он был построен с той же целью, что и Джоканг – для усмирения демоницы. Но Пабонка был построен намного ранее, чем Джоканг и Рамоче.

https://flic.kr/p/Bf2mk7

https://flic.kr/p/Bf2mk7

В многочасовых медитациях в этом месте проводили время многие тибетские правители, такие как Гуру Римпоче, Трисонг Децен и первые семеро монахов Тибета. Стены монастыря вдохновили монаха Тхонми Самбхоту на создание тибетского алфавита.

Не лучшим временем для Пабонки оказался 841 год, когда противник буддизма король Ландхарма повредил здание монастыря. Лишь к 11 веку его восстановили. Некоторые изменения испытал монастырь во времена Пятого Далай-ламы. Его стараниями к двум имеющимся был добавлен третий этаж. Во времена Культурной революции монастырь сильно пострадал, но не так давно он был восстановлен.

Монастырь Дрепунг

Примерно в 8 км на запад от центра Лхасы располагается монастырь Дрепунг. В свое время он был одним из крупнейших монастырей в мире: на его территории проживало около 10 тыс. монахов.  Для  сравнения  в  настоящее  время  тут  проживает  всего где-то 600 служителей буддизма. В переводе с тибетского «Дрепунг» означает «Гора риса». Это связано с тем, что монастырь окружает огромное количество монашеских жилищ белого оттенка, которые издали напоминают рисинки, рассыпанные по горному склону.

https://flic.kr/p/AWqeD

https://flic.kr/p/AWqeD

Дрепунг был сооружен в 1416 году Джамгьянгом Чёдже. Спустя год после строительства монастыря в нем проживало 2 тыс. монахов. В 1530 году на территории монастыря Второй Далай-лама образовал дворец Ганден – будущую резиденцию всех дальнейших Далай-лам, до того периода, пока Пятый Далай-лама не соорудил дворец Потала.

Монастырь Нечунг

В десяти минутах ходьбы от монастыря Дрепунг находится Нечунг. До 59 года 20 века он был местом обитания Оракула-медиума, который имел способность передавать вслух слова и указания буддийских божеств. Оракулы выступали главными советниками Далай-лам. Ни одно важное решение не принималось без обсуждения с Оракулами, потому что только через них Далай-ламы могли узнать, какое мнение по то тому или другому поводу у Дордже Дракден – тибетского  божества,  защитника  буддийского  государства. Но в 1959 году на тибетский буддизм пришло несчастье, религия стала преследоваться коммунистическим Китаем. Оракул и Далай-лама бежали из Тибета в Индию.

У монастыря Нечунг довольно зловещий внешний вид, поэтому у путешественников он ассоциируется с заклинаниями и другими признаками добуддистской религии, которые присущи тибетскому буддизму. Сегодня в монастыре живет небольшая численность монахов.

Монастырь Ганден

На горе Вангбур в 47 км от Лхасы в Тибете находится монастырь Ганден. Он является одним из самых крупных буддийских монастырей и известный университет школы гелуг тибетского буддизма. Также монастырь выступает популярным местом паломничества всех буддистов мира. Он был построен в 1409 году Цонгкапой, знаменитым реформатором в истории тибетского буддизма, основателем традиции Гелуг.

https://flic.kr/p/dQF84H

https://flic.kr/p/dQF84H

С тибетского название монастыря переводится как «Радостный», а также выступает синонимом «Западного рая», знаменитого как «Тушита»,  обитель  Будды  Майтреи.  В 1966 году монастырь, который оказывал сильное влияние на политику региона, значительно пострадал от действий Красной Армии. Большое количество зданий монастыря разрушено, и до настоящего времени не восстановлено. Сейчас в монастыре проживает свыше 200 монахов.

Монастырь Сэра

Когда -то монастырь Сэра был одним из самых больших монастырей Гелугпа в Тибете, где проживало около 5 тыс. монахов. Он находится в пригороде Лхасы, в 10 км от центра. В период своего расцвета Сэра был в числе трех государственных монастырей Тибета. В настоящее время в нем живет всего около сотни монахов.

Монастырь был основан в 1414 году учеником Чже Цонкапы – Сакья Еши. В прошлом в Сэра работали 5 факультетов, где проводились наставления по буддистским предметам. Китайское вторжение 1959 года послужило причиной того, что факультетов тут осталось три. Фундаментальные принципы буддизма преподавались в отделении Сэра Ме; странствующие монахи, которые прибыли из отдаленных районов Тибета учились на факультете Сэра Дже; тантрическим наукам учили на отделении Сэра Нгагпа.

https://flic.kr/p/8ag4JD

https://flic.kr/p/8ag4JD

Сейчас монастырь Сэра кроме своих прямых задач выполняет функции музея, который открыт для широкой публики. Каждый год его посещает большое число туристов и паломников, которые кроме всего прочего могут увидеть монахов, дискутирующих на философские темы.

Храм Сукан

На севере старой части города Лхасы расположен храм Сукан. Он был построен в середине 7 века. Сейчас монастырь имеет статус духовной семинарии Гелугпа, в котором проводятся учения. За время своей истории храму пришлось пережить немало трудностей, он несколько раз горел и реконструировался. Внутри стены храма декорированы множеством фресок, есть здесь также статуи Шакья-Муни, Моджурти и Милосердного Будды. В центральном зале размещена золотая статуя восьмилетнего Шакья-Муни во весь рост, который привезен в Тибет непальской принцессой Чицзун.

Храм Чжэбон

В 5 км на северо-запад от Лхасы, на склоне горы Гэнпэйуцз находится храм Чжэбон. Он был построен в 1416 году и представляет собой крупнейший храм секты Гелугпа. Храм занимает территорию в 250 тыс. кв. м. Когда-то в нем проживало 10 тыс. монахов.

Храм служит хранилищем богатой коллекции литературных и исторических книг, буддийских канонов Тибета. Ежегодно, в августе, в дни религиозного праздника Сюедунь в Чжэбон собирается много людей. Тут проходит церемония Показа Большого Будды, когда с вершины горы до самого низа спускают большое полотнище с изображением Будды. Это является одним из самых крупных религиозных мероприятий в Тибете.

Улица Баркхор

В самом центре Лхасы находится ярмарочная улица Баркхор, окружающая храм Джоканг. Ее длина 500 м и она стала процветать вместе со строительством храма. На этой улице перед туристами предстает большое количество тибетских национальных товаров, изделия тибетских ремесленников и предметы домашнего обихода. Также здесь можно продегустировать и настоящую тибетскую кухню.

https://flic.kr/p/D6yDvb

https://flic.kr/p/D6yDvb

Посещение Тибета может стать замечательным началом знакомства со всей Азией. Сегодня Лхаса привлекает все больше и больше внимания путешественников. Трудно отказаться от поездки, где красоты природы сочетаются с особыми загадками, радушием местных жителей и древнейшими практиками. В Лхасе у туристов будет возможность попасть в священную религиозную атмосферу, узнать интересные тибетские обычая и нравы, а из Лхасы можно легко отправиться и в другие места Тибета.

Понравилась статья? Не забудьте поделиться!
Оцените статью:
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Проголосуй первым!)
Загрузка...


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *