Катманду является столицей и крупнейшим городом Непала, его историческим, политическим, экономическим, культурным центром с населением более миллиона человек.
На высоте до 1300 м находится горная долина Катманду – историческая область Непала, известная неварскими городами Катманду, Бхактапур, Лалитпур (Патан), Панаути, Киртипур и многочисленными культурными памятниками, монастырями, храмовыми центрами. Долина Катманду – наиболее развитая и населенная часть Непала. Благодаря архитектурным памятникам, она очень популярна среди туристов.
У города Катманду богатая, более чем 2000-летняя история. С 17-18 веков столица сохраняет свой облик, когда в период правления королей династии Малла долина активно застраивалась. Религиозные и культурные фестивали составляют важную часть жизни горожан. Большинство населения Катманду стали последователями индуизма, следующей по числу верующих религией является буддизм. Кроме того, в городе проживают представители других религий, поэтому Катманду – один из самых космополитичных городов в мире. Наиболее распространённый язык общения – непали.
В крупнейшем культурно-образовательном центре Непала – Катманду расположены Университет имени Трибхувана, Королевская академия, Ассоциация изящных искусств, Санскритский колледж, Национальный колледж.
В столице находятся нумизматический музей, Национальный музей Непала и несколько библиотек, среди которых Национальная и Центральная.
Города Катманду, Бхатаклур и Лалитпур так тесно переплетаются культурно, что достопримечательности и памятники всех трёх занесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как один объект охраны — «Всемирное наследие долины Катманду».
Происхождение названия
Город Катманду носит название в честь храма Кастхамандап, воздвигнутого на площади Дурбар. Слова «Кастха» и «Мандап» с санскрита переводятся как «дерево» и «укрытый пристанище». Храм, известный также как Мару Сатал, построил король Лакшми Нарсингхом Малла в 1596 году. Двухуровневое строение полностью создали из дерева, не используя железных гвоздей. По легенде всю древесину, которую использовали при строительстве храма, получили от одного дерева.
Город в средние века имел название Кантипур, которое происходит от двух санскритских слов – «Канти» (означающее имя богини Лакшми) и «пур» (т. е. «место»).
Катманду среди неварцев известен как Йен Деса.
Физико-географическая характеристика
Столица Непала – Катманду (площадь 50,67 кв. км) расположена на северо-западе долины Катманду. Средняя высота составляет 1350 м над уровнем моря. Городская агломерация Катманду охватывает всю долину, включает в себя прилежащие города Патан, Тхими, Киртипур, Бхактапур и расположенные в ближайших долинах города Панаути, Дхуликхел и Банепа.
Через территорию города протекает восемь рек, среди которых Багмати, Бисхнумати, Манохара, Дхобикхола, Тукуча, Ханумант.
Климат Катманду субтропический муссонный. Влияние на погоду оказывают близость высоких гор (Тибет, Гималаи) и высота города над уровнем моря. Зимой с материка дуют ветры, но приток северных холодных воздушных масс блокируют горы. В результате устанавливается сухая погода с резкими суточными колебаниями (около 15 C). Часто бывают заморозки, но снег выпадает редко. Средняя температура + 10 С.
Летом со стороны Индии приходит муссон и выпадают обильные осадки. Поэтому летом душно и влажно, но сильная жара случается редко. Средняя температура самых тёплых месяцев (июня, июля) +24,4 C.
На экономическое развитие города значительное влияние оказали расположение и рельеф Катманду. Месторасположение на дне древнего озера со сглаженным рельефом и плодородными почвами способствовало развитию сельского хозяйства. Со временем Катманду превратился в важный торговый центр благодаря расположению на торговом пути между Тибетом и Индией. Местные торговцы оказывали содействие в распространении буддизма и здешних художественных стилей. Традиционными отраслями экономики столицы являются живопись, керамика, резьба по дереву, ткачество, литье металла.
В Катманду – важнейшем промышленном и торговом центре Непала расположены головные офисы Национального банка, торговой палаты, Фондовая биржа Непала, а также офисы транснациональных банков, международных организаций и телекоммуникационных компаний.
Достопримечательности Катманду и Долины
Буддийский храмовый комплекс Боднатх (Боуда, Боудданатх, Боддинат) расположен на северо-востоке Катманду, в одноимённом районе города. Боднатх считают главным центром тибетского буддизма в Непале.
В центре комплекса возвышается большая буддийская ступа, которую окружают десятки тибетских монастырей различных школ и направлений. Созданная в шестом веке ступа часто встречается в исторических документах. В Боднатхе часто останавливались многие паломники, так как здесь пролегал путь из Тибета в Индию.
Ступа изображает собой пространственную мандалу, где основание служит символом земли, полусферический свод символизирует воду, шпиль из тринадцати ступенек (число шагов к Нирване) – огонь, зонтик – воздух, а все венчающий бельведер – небо.
Ступа террасами спускается сверху вниз, на каждой открытой площадке также стоят маленькие ступы. Ступу окружает ограда, по всей окружности которой располагаются молитвенные барабаны. Буддийскую ступу можно обойти и вокруг ограды, вращая барабаны, и по террасам каждого уровня. С самого верхнего яруса спускаются грубые ступени, которые обрываются за несколько метров над террасой, чтобы по этим ступеням спускался дух.
По кругу ступу окружают четырёхэтажные дома с ресторанами, магазинами, сувенирными лавками.
В знаменитом фильме «Маленький Будда» режиссёра Бернардо Бертолуччи одна из главных сцен происходит возле ступы Боднатх.
На окраине Катманду находится селение и буддийский храмовый центр Сваямбунатх. Также имеет распространенное название Обезьяний храм. Частично разрушен в 2015 году при землетрясении в Непале.
В центре комплекса установлена большая буддийская ступа, которую окружает тибетское училище и несколько тибетских монастырей различных школ и направлений.
Индуисты также почитают Сваямбунатх, у них имеется небольшое святилище возле ступы.
Ступа установлена на высокой горе западнее города. Для того, чтобы подняться на неё, необходимо пройти 365 ступеней, по числу дней в году.
На склонах горы, в храмовой роще, обитает огромное количество диких обезьян, которых подкармливают служители храмов и паломники.
Стороны ступы развернуты к сторонам света на 60 градусов. Согласно преданию, северный полюс в древние времена повернулся на 60 градусов.
На восточной окраине Катманду, по обе стороны реки Багмати, располагается крупный храмовый комплекс индуизма Пашупатинатх, который считается самым значимым в мире святым храмом Шивы (в индуизме Пашупата, «царь животных», «владыка скота, пастух», или иначе господин живых существ). Ежедневно к Пашупатинатху со всего мира сходятся тысячи паломников, преимущественно из Индии и Непала. В феврале-марте отмечается ночь Шивы – Маха-Шиваратри, когда на праздничные церемонии к храму приходят десятки тысяч верующих.
Местное население также очень почитает Пашупатинатх, каждый день множество непальцев ранним утром приходят в храм, чтобы получить благословение Шивы.
Основные храмы стоят на западном берегу реки, вход для неиндусов в большой храмовый двор закрыт. Однако с другого берега реки комплекс хорошо просматривается, и можно увидеть погребальные церемонии. Подножия для погребальных костров расположены вдоль реки. Возле храмов находится дом ожидающих смерти. Старики приходят туда и живут там последние дни под присмотром астрологов, которые точно определяют момент их смерти.
Представителей высших каст сжигают севернее моста, специальный постамент предназначен для членов королевского рода. Постаменты для низших каст – южнее моста. Погребальный ритуал сложен, однако его необходимо правильно исполнить, чтобы способствовать хорошему перерождению в следующей реинкарнации. Прах после сожжения пускают вниз по течению реки. Для ритуального очищения купаются в Багмати. Там же перед погребением омывают мёртвых. Вещи пускают по реке, которые ниже из воды вылавливают йоги.
За кострами находятся пещеры для отшельников, куда подходят женщины, приносящие еду.
С другой стороны храмов расположен приют, созданный Матерью Терезой, где бездомные и нищие получают еду.
За главным храмом – место, где Агари-баба с учениками ежедневно кормят животных.
Пашупатинатх является излюбленным местом, где собираются садху – монахи, которые отреклись от мира и отказались от материальных наслаждений.
На другой стороне реки находится одиннадцать небольших храмов Шивы с лингамами, где обычно молятся женщины (лингам – символ божественной силы, мужского начала). Всего в храмовом комплексе 108 лингамов. По ступенькам можно подняться в обезьяний парк, в котором сотни обезьян висят и прыгают по веткам. Обезьяны у храмов комплекса чувствуют себя уютно и вольготно, так как Пашупати – покровитель животных.
На холме в глубине парка находится Гокарнатский храм, который охраняет полиция и туристам запрещает от тропы отступать вправо и влево, дальше в сторону реки за поворотом есть большой храм Гухъешвари (т. е. храм влагалища, куда ходят молиться мужчины), а с другой стороны – храм Вишварут. У входа в парк на террасах, как правило, сидят садху (йоги), стремящиеся к познанию высших миров, не стремясь к лучшим перерождениям. Шиваистские садху с горизонтальными линиями на лбу, в руках носят трезубец. Их, как других людей, не сжигают на кострах. Они одеты в чистую одежду, имеющую броско-оранжевый цвет. Некоторые демонстрируют асаны, собирая деньги с туристов, другие слушают спокойно магнитофон с шиваистскими гимнами или курят коноплю, священную для шиваистов, и практикуют йогу.
Напротив террас находится площадка, где пребывает Милхи-баба, святой старец, который питается только молоком. Над ним установлена табличка с надписью на английском языке «Здесь сидит великий святой Милхи-баба» и краткой биографией.
В Катманду находится Дворец-музей Нараянхити или Нараянхити Дурбар, служивший в прошлом главной резиденцией королей Непала. После того, как государство провозгласили республикой, во дворце открылся музей.
Название Нараянхити произошло от слов «Нараян» – одно из олицетворений индуистского бога Вишну и «Хити», означающего водный источник.
Дворец возведен в период правления короля Махендры вместо здания, разрушенного землетрясением. В 1963 году началось строительство, которым руководил американский архитектор Бенджамин Полк при участии непальского инженера Римала.
Главное дворцовое здание создано в виде пагоды. Дворец находится в парковой зоне, имеющей площадь 30 га, которую со всех сторон окружает стена с охраняемыми воротами. Дворец открывался в 1970 году, это событие было приурочено к свадьбе наследника престола принца Бирендры, впоследствии ставшим королём Непала.
В 2001 году во дворце было совершено убийство королевской семьи, (официальная версия: это сделал принц Дипендра в состоянии алкогольного опьянения).
Музей был создан в 2008 году, после того, как последний король Непала – Гьянендра покинул Нараянхити вследствие упразднения монархии в стране.
В десяти километрах севернее города Катманду находится неварский храмовый комплекс Буданилкантха (или Буранилакантха), посвящённый Нараяну.
Нараян (в индуизме одна из форм Бога) представлен в образе лежащего в пруду Вишну, от которого происходит весь мир. Это воплощение Нараяна было обнаружено в седьмом веке. В настоящее время сюда приезжают многочисленные паломники.
Королям Непала запрещается смотреть на образ Нараяна в пруду.
В центральной части столицы Непала находится искусственный водоем Рани-Покхари (также Новый Пруд или Пруд Королевы), являющийся местной достопримечательностью.
Пруд Королевы создал в 1670 году (или в 1727 году по непальскому календарю) король Пратапом (династия Малла) в память о погибшем сыне Чакрабартендре. Чтобы наполнить пруд применяли воду, привезённую из святых для индуистов мест: Кедарнатх, Госайкунда, Бадринатх, Муктинатх и реки Кали-Гандак.
У короля был замысел, что пруд должен стать для королевы, потрясенной смертью сына, знаком утешения.
Пруд построен в форме квадрата, по центру расположен храм Шивы, который с берегом соединяется каменным пешеходным мостом. Для посещений храм открывают один раз в году – в день Бхаи-Тика – это пятый и последний день фестиваля Тихар. Во время землетрясения 1934 года храм был разрушен, позже восстановлен заново.
С южной стороны пруда установлена статуя – изображение короля Пратапа Маллу и его семьи, едущих на каменном белом слоне.
В центральной части города Катманду до 2015 года возвышалась Башня Бхимсена или Дхарахара, имевшая высоту 61,88 метра. Разрушена в результате мощного землетрясения 2015 года.
В Катманду в первой половине 19-го века были возведены две башни-близнеца: смотровая Башня Бхимсена в 1826 году и Дхарахара в 1832 году.
Обе башни имели по одиннадцать этажей. Наблюдатели, несшие дежурство на балконе башни при появлении неприятелей трубой подавали сигнал к сбору войск.
Башня Бхимсена в 1834 году получила серьёзные разрушения вследствие землетрясения. Сильное землетрясение, произошедшее через сто лет – в 1934 году – окончательно разрушило Башню Бхимсена и причинило повреждения Дхарахаре, от которой осталось только четыре (или по разным сведениям – два) этажа. Со временем Дхарахару отстроили, сделав на два этажа ниже начального варианта. А Башню Бхимсена не возобновляли, название ее перешло к Дхарахаре и стало вторым именем восстановленной башни.
В 2005 году башню открыли для доступа туристов. На самом верхнем, девятом этаже, находился храм Шивы, к нему вели 213 ступеней по винтовой лестнице, на восьмом этаже была обустроена смотровая площадка. Башню венчал пятиметровый бронзовый шпиль.
В результате землетрясения в апреле 2015 года Башня Дхарахара была разрушена до основания. Под развалинами огромного строения погибли предположительно двести человек, в основном туристы.
В Катманду существует так называемый туристический район Тамель – популярный район, сформированный как туристический центр между двумя отелями – Отель Утие и Катманду гестхаус. Тамель представляет из себя узкие улочки, на которых расположены туристические бюро, маленькие магазины, валютообменные бюро, бюджетные отели, многочисленные клубы и рестораны. Сами улицы, как правило, заполнены зазывалами и уличными торговцами.
Тамель служит предварительным базовым лагерем для скалолазов и альпинистов, магазины предлагают широкий выбор альпинистского снаряжения.
Этот район считают непальским кварталом красных фонарей, здесь под видом массажных кабинетов действуют бордели.
В 1979 году долина Катманду, в которую входят храмовые комплексы, получила статус Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Для любителей пеших переходов, красивейших горных пейзажей, для ценителей древних храмов, королевских дворцов и уникальной архитектуры поездка в Катманду станет захватывающим и увлекательным времяпровождением.