https://flic.kr/p/q53Jks

Историки-архитектурные достопримечательности Испании: великолепная Альгамбра

В Южной Испании, на холмистой террасе города Гранада, расположен архитектурно-парковый ансамбль Альгáмбра («красная»). Сохранившиеся дворцы относятся в основном к 14-му веку. Обширный комплекс, окруженный крепостными стенами с башнями, включает также жилые дома, мечети, сады, бани, склады, кладбище. В настоящие дни является музеем исламской архитектуры.

Альгамбра – это высшее достижение мавританского искусства в Западной Европе. Резьба по камню и дереву, керамические изразцы, арабская вязь (письмо) и причудливые растительные орнаменты создают роскошное декоративное убранство арок и сводов, стройных колонн и изящных столбиков, резных узорчатых окон. Внутренние дворики, переходы, водоемы и фонтаны великолепно сочетаются друг с другом.

https://flic.kr/p/5CAUhU

https://flic.kr/p/5CAUhU

В общей композиции важную роль играют вода и свет. В уголке парка, образованном террасами, шумит вода. Она сверкает брызгами фонтанов, пенится в каскадах, резво бежит по каналам и журчит, наполняя водоемы и пруды. Всё это окружают кипарисовые аллеи, апельсиновые деревья, цветущие клумбы на фоне горных вершин, покрытых вечными снегами, и ярко-голубого неба.

История

Альгамбра занимает бóльшую часть холма Ла-Сабика, населенного еще в доримский период.

Первую крепость под названием Ильбира (Эльвира) возвели арабы. В конце девятого века в ней укрывался предводитель восстания в Кордовском халифате Савар ибн Хамдун аль-Мухариби. В одиннадцатом веке полуразрушенное укрепление отстроил визирь Гранады, еврейский деятель, полководец и поэт Шмуэль ха-Нагид. До воцарения династии Насридов крепость представляла собой укрепленный квартал и могла существовать автономно от Гранады: там были и дворец правителя, и ремесленные мастерские, и школы, и т. д.

https://flic.kr/p/4VyLSg

https://flic.kr/p/4VyLSg

Мухаммед I ибн Наср, имевший прозвище «аль-Ахмар» (Рыжий), в 1238 году захватил город. Войдя в Гранаду через Ворота Эльвиры, он завладел Флюгерным Замком. Жители приветствовали первого эмира словами: «Добро пожаловать, победитель милостью Аллаха!», на что он отвечал фразой, которую часто можно увидеть на стенах Альгамбры: «Нет победителя, кроме Аллаха» (Wa La Ghalib illa Allah).

Мухаммед I начал возведение дворца, которое продолжил его наследник, сын Мухаммед II. Позже при Юсуфе I была сооружена башня Комарес, при Мухаммеде V построен Львиный дворик. Алькасаба представляла цитадель, Медина служила жилым поселением с эмирским дворцом.

В 1492 году Гранаду завоевали Католические короли, и Альгамбра превратилась в королевскую резиденцию.

В 16 – 17-м веках на месте мечети была построена церковь Санта-Мария, а возле дворцового комплекса появился дворец Карла V.

В 1812 году французская оккупационная армия, покидая Альгамбру, взорвала некоторые постройки. Под многие башни по приказу маршала Сульта была подложена взрывчатка, чтобы их снести.  Дворцовый комплекс от взрыва уберег капрал инвалидной команды Хосе Гарсия, набросившись на пороховой шнур. На входе в Алькасабу со стороны площади Альхибес в честь этого подвига установлена мемориальная доска. Однако документально это событие не подтверждено.

https://flic.kr/p/d7Yidf

https://flic.kr/p/d7Yidf

В 1821 году сильное землетрясение нанесло крепости повреждения.

С 19-го века Альгамбра начала привлекать романтиков из Европы и Америки – литераторов и художников; таких как Вашингтон Ирвинг, Джордж Ноэл Гордон Байрон, Франсуа Рене де Шатобриан, Виктор Гюго, Эдвард Бульвер-Литтон и другие.

Тогда же началась реставрация Альгамбры, в которой особенно прославились архитекторы Хосе Осорио (в 1841 – 1843 годах руководил работами), его сын Рафаэль Контрерас-и-Муньос и внук Мариано Контрерас Гранха. Однако их реставрация мало чем напоминала научную. Исторический облик Альгамбре постарался вернуть архитектор-реставратор Леопольдо Торрес Бальбас, служивший хранителем музейного комплекса в 1923 – 1936 годах.

Архитектурные сооружения комплекса

Алькасаба

Алькасаба (с арабского означает «крепость») представляет цитадель Альгамбры; здесь были сооружены первые укрепления. Главными достопримечательностями являются:

https://flic.kr/p/pSmcxC

https://flic.kr/p/pSmcxC

Кубическая башня (круглая башня), или Ла Таона – полукруглая башня, где со смотровой площадки открывается вид на квартал Альбайсин и долину реки Дарро. Сооружение датировано 1586-м годом. Находится в составе стены, которая соединяет Алькасабу с остальным комплексом.

Оружейная площадь находится между стенами Алькасабы. Здесь можно рассмотреть фундаменты домов гарнизона и его обслуги, остатки цистерны для воды, вход в подземную тюрьму.

Адарве – дозорный маршрут на северной стене.

Дозорная башня (27 м), самая высокая башня цитадели, четырехэтажная, квадратная в плане. В 1492 году завоеватели на ней подняли королевские знамена и флаг ордена Сантьяго. Затем использовалась как жилище. Имела зубцы, но в 1522 году их разрушило землетрясение. В 1492 году был установлен колокол, и её стали называть Колокольной башней. Нынешняя звонница датирована 1840 годом (восстановлена в 1882 году).

https://flic.kr/p/eLaUE3

https://flic.kr/p/eLaUE3

Башня Идальго представляет из себя невысокую оборонительную башню у подножия Дозорной, рядом с бывшими конюшнями.

Башня Оммажа (26 м), шестиэтажная, в христианскую эпоху служила донжоном. Согласно легенде, до постройки здесь жил аль-Ахмар. Первый этаж использовался как продовольственный склад и тюрьма.

Высокая Сломанная башня расположена в центре восточной широкой стены. Название такое получила из-за трещины, пересекающей её сверху донизу.

Оружейная башня соединяла Алькасабу через Оружейные ворота с кварталом Альбайсин, позволяла пройти во внутренний двор и ко дворцу Насридов. Для упрощения обороны переход построен в форме колена.

Башня Щитоносца – так называют крайнюю южную башню восточной стены Алькасабы.

https://flic.kr/p/8LEDnu

https://flic.kr/p/8LEDnu

Небольшая башня Султанши в южной внутренней стене, рядом с Садами Адарве. Имела оборонительное назначение, использовалась как жилое помещение и склад.

Невысокая Пороховая башня расположена рядом с Дозорной. Это самая южная башня, в ней хранились запасы пороха.

Сад Адарве устроен в 17-м веке на месте рва между внутренней и наружной южными стенами.

Площадь Водоёмов и прилегающие к ней постройки

Площадь Водоёмов расположена между Алькасабой и дворцами Насридов и Карла V. Такое название получила от подземных цистерн, которые в 1494 году в этом месте выкопал граф де Тендилья. С этой площади туристы входят в Алькасабу.

https://flic.kr/p/qatAHH

https://flic.kr/p/qatAHH

Одна из самых древних построек Альгамбры – внутренние Винные ворота когда-то соединяли площадь Водоемов с Мединой. Строительство ворот относится к эпохе Мухаммеда III (1302 – 1309 гг). Оформление западного фасада выполнено в конце 13-го – начале 14-го веков, восточного – в 1367 году. Французский композитор Клод Дебюсси именно этим воротам посвятил прелюдию «Ворота Альгамбры».

Ворота Справедливости, или Ворота Эспланады являются входом в Альгамбру из Альгамбрского леса, в своё время перед ними на месте леса простиралось обширное пространство. Построены в 1348 году. Над внешними воротами сделано арабское изображение руки (вероятно, руки Фатимы), над внутренними изображен ключ, также есть статуя Мадонны в нише, созданная Роберто Алеманом по указанию Католических королей.

Двор Медресе, т.е. развалины медресе – учебного заведения, где учились дети эмиров. Реконструированы лишь контуры отдельных помещений.

Дворец Насридов

Дворец Насридов представляют три монументальных ансамбля: Мешуар – здание для аудиенций и судов, дворец Комарес – официальная резиденция эмира, дворец Львов – частные апартаменты.

https://flic.kr/p/jpF57H

https://flic.kr/p/jpF57H

Мешуар представляет самую старую часть комплекса, заметно перестроенную после христианского завоевания. Название в переводе с арабского означает место, где собирается шура, т. е. совет министров.

В центре зала Мешуара узорчатый деревянный потолок христианского периода подпирают  четыре  колонны  с  мосарабскими консолями. Наборный потолок сделан в 16-м веке, до этого в центре был световой фонарь (венчающая здание конструкция для освещения). Верх стен украшен гипсовым орнаментом, низ отделан изразцами с изображениями гербов рода Мендоса, Карла V, Геркулесовых столбов и т. д. В христианское время служил капеллой.

Небольшая комната – Молельня примыкает к Мешуару, с нее открывается вид на квартал Альбайсин. Стены покрывают цитаты из Корана и восхваления Мухаммеда V. С восточной стороны находится михраб, указывающий направление на Мекку. Между Мешуаром и дворцом Комарес находится Двор Мешуара, или двор Золотой комнаты. С северной стороны расположен вход в Золотую комнату дворца Комарес.

https://flic.kr/p/eB353B

https://flic.kr/p/eB353B

Двор Мачука находится восточнее Мешуара. В северной части расположен восстановленный портик, а над ним возвышается башня Мачука. Посредине – бассейн, построенный в стиле древнеримских нимфеев. В южной части двора ранее существовал симметричный портик, ныне его условно обозначает ряд кипарисов, подстриженных в виде портика. Название двора дали от имени архитектора Педро Мачука, хранящего свои планы в примыкающем здании пока шло строительство дворца Карла V.

Дворец Комарес  являлся  официальной  резиденцией   эмира.   Возведен    в  середине 14-го века при Юсуфе I и его сыне Мухаммеде V.

Миртовый дворик считается центром композиции всего дворца, практически самое известное место Альгамбры. Посредине дворика расположен мраморный водоем, в который вода подается из двух фонтанчиков по меньшим сторонам прямоугольника. По длинным сторонам растет постриженная изгородь из мирта, из-за которой двор получил название. По южной и северной сторонам построены открытые портики, которые имеют по семь арок с ажурной резьбой и колоннами с капителями квадратного сечения.

https://flic.kr/p/fHyxsE

https://flic.kr/p/fHyxsE

На стенах поверх уложенных в конце 16-го века изразцов нанесены арабские надписи, восхваляющие эмира (стихи Ибн Замрака). В конце портиков обустроены богато украшенные ниши, куда ставили масляные светильники и вазы с цветами. По длинным сторонам миртового дворика находятся богато оформленные входы в женские покои.

Золотая комната получила такое название за наборный деревянный резной потолок, сделанный в стиле мудехар, также, как и стены, расписанный и позолоченный при испанских королях. Летом 1526 года на втором этаже жила жена Карла V Изабелла Португальская, а позже – губернаторы и алькальды. Окружает комнату круговая галерея, служившая для стражников дозорным путём.

https://flic.kr/p/6MME1B

https://flic.kr/p/6MME1B

Вытянутый прямоугольный Зал Лодки, имеющий вход из северного портика Миртового дворика, соединяет его с башней Комарес. Название произошло или от цилиндрического свода, похожего на перевернутую лодку, или от искаженного арабского слова «благословение». Стены покрывает гипсовая лепнина, понизу изразцы.

Башня Комарес (45 м) – самая высокая башня Альгамбры возвышается над Миртовым двориком с северной стороны. В ней размещается крупнейшее помещение, самый величественный зал архитектурно-паркового ансамбля – Зал послов (высота 18,2 м). Пол в нем плиточный, посредине выложен герб рода Аламаров (16 в.). В трех стенах толщиной 2,5 м, кроме входной, сделаны ниши с тремя арками внутрь и окном наружу. Оформленные узорными решетками окна распределяются и по второму ярусу. Все стены, переходы, арки, ниши в обилии заполнены лепниной, надписями и резьбой. Необычайно богато декорирован деревянный наборный потолок, являющийся символическим изображением семи небес мусульманского рая и престолом Аллаха посредине. На верхнем этаже располагалась ранее зимняя спальня эмира с выходом на террасу.

https://flic.kr/p/9rt8XB

https://flic.kr/p/9rt8XB

Традиционные арабские бани – Бани Комарес, или Хаммам сделаны по образцу римских терм. В большой предбанник (или аподитерий) можно было войти из дворика Линдараха. Аподитерий (помещение для снятия одежды) называли Залом отдыха или Залом ложей, так как у стен стояли ложа для успокоения после бани. В центре – фонтан. Стены богато отделаны изразцами и лепниной. Наверху находится галерея для музыкантов. Свет исходил из фонаря в центре потолка. Освещалась банная зона через застекленные звездообразные отверстия в куполах. За предбанником следовал фригидарий – зал с холодным бассейном, затем тепидарий – центральный теплый зал, и, наконец, кальдарий – горячий зал, за стеной которого устанавливали медный котел для нагрева воды. Отопление осуществлялось в стенах и под полом с помощью системы гипокауста. Большая часть отделки отреставрирована в 19-м веке.

Дворец Львов служил частными покоями эмира. Возведен в 14-м веке, после прихода к власти Мухаммеда V. Существует версия, что Мухаммед создавал его как дворец, всецело независимый от дворца Комарес. Стиль этого здания передает влияние христианского искусства. Что по-видимому, объясняется дружбой эмира с королём Кастилии и Леона – Педро Жестоким.

https://flic.kr/p/bCcXLs

https://flic.kr/p/bCcXLs

Львиный дворик – это центральный двор дворца Львов, который по периметру окружали арочные галереи, сходные с галереями Миртового дворика, но по большинству со сдвоенными колоннами, общее количество их составляет 124. Выступающие портики выделяют входы в апартаменты. Окружающие дома покрывают остроконечные черепичные крыши. Посредине дворика установлен Фонтан Львов, являющийся изображением двенадцати стилизованных львов, удерживающих на спинах двенадцатигранную чашу. Долгий период существовало предположение, что фигуры львов изготовлены еще в одиннадцатом веке и происходят из дома визиря Шмуэля ха-Нагида, а так как он был иудеем, то они якобы служили символами двенадцати колен Израиля. Однако, в начале 21-го века, во время реставрации фонтана, выяснилось, что и львы, и  чаша  произведены  в  период  строительства дворца, т. е. во второй половине 14-го века. Чашу также украшают стихи Ибн Замрака.

https://flic.kr/p/bnAoYx

https://flic.kr/p/bnAoYx

Зал Сталактитов служил вестибюлем при входе во дворец Львов. Название такое получил благодаря потолку из мукарн (сталактитов), сильно пострадавшему в 1590 году от взрыва порохового погреба и затем замененного; с 1863 года можно наблюдать остатки первоначального потолка. Вдоль потолка есть окаймление богатым фризом, сделанным из гипсовой лепнины с надписями и девизами Насридов. Снабжен тремя арочными входами в Львиный дворик.

Зал Абенсеррахов находится в корпусе на южной стороне Львиного дворика. Название произошло от легенды, которая гласит, что здесь во время празднества по доносу враждебного семейства произошло убийство 37 представителей знатного рода Абенсеррахов: вроде бы представитель Абенсеррахов тесно сблизился с женой султана. В двенадцатиугольном центральном фонтане можно заметить ржавые пятна, которые ассоциируются с кровью жертв. Особое внимание в этом зале вызывает купол звездообразной формы, сделанный из мукарн, и окна, дающие мягкий свет. Стены украшает гипсовая лепнина, понизу – изразцы (16-й век).

https://flic.kr/p/8PuVqv

https://flic.kr/p/8PuVqv

С восточной стороны Львиный дворик замыкает Зал Королей. Вероятно, это была гостиная или зал для отдыха. Парные арки разделяют зал на три квадратных секции. Роспись на потолке центральной секции дала название помещению. Выполненный на коже и приклеенный к поверхности потолка, декор изображает десять сидящих и беседующих между собой персонажей, одетых в характерную восточную одежду, в тюрбанах и с саблями. Существует версия, что это десять первых эмиров из династии Насридов. До девятнадцатого века их считали судьями, а зал называли Залом Правосудия. Потолок двух боковых секций украшают изображения галантных сцен с участием кавалеров и дам; в этом можно усмотреть легкое влияние христианского искусства.

Залом Двух Сестер называют центральную комнату покоев султанши. Своим названием она обязана двум большого размера мраморным плитам на полу, разделенным фонтаном. Особенно выразителен в помещении восьмигранный купол с мукарнами, опирающийся на тромпы, тоже покрытыми мукарнами. Тончайшая резьба по стуку, где можно рассмотреть и девизы Насридов, покрывает стены. Над дверями выполнены антресоли.

https://flic.kr/p/dHPdTQ

https://flic.kr/p/dHPdTQ

К залу Двух Сестер с севера примыкает Зал Бифориев. Название такое получил из-за окон-бифориев (арочные окна с двумя проемами, разделенные колонной) на парных балконах на северной стене, выходящие в сад. Стены покрыты лепниной из гипса, купол из мукарн, вновь перекрытый в 16-м веке.

Крытый балкон зала Двух сестер Мирадор Дарача выходит во дворик Линдараха. Первое помещение в анфиладе гарема. Имеет низко расположенные окна (из расчета на сидящих на полу), в центре – двойное арочное, по бокам – одинарные. Вначале, до возведения покоев Карла V, отсюда открывался красивый вид на долину реки Дарро. Кессонный потолок, изразцовый черно-бело-желтый цоколь, гипсовая лепнина со стихами Ибн Замрака.

https://flic.kr/p/aUpTWx

https://flic.kr/p/aUpTWx

Покои Карла V, или покои императора представляют шесть комнат (кабинет, коридор, приемная, Зал плодов, спальни императора и императрицы), пристроенные к дворцу в 1528-1537 годах, в после чего образовался дворик Линдараха. Архитектор – Педро Мачука. Сюда можно было пройти только через бывшие дворцовые бани. Согласно легенде, именно в этих покоях императора был зачат будущий Филипп II. В Зале плодов в 1829 году останавливался Вашингтон Ирвинг, об этом событии напоминает мемориальная доска, установленная в 1914 году.

Будуар королевы – комнаты на верхнем этаже башни Аль-Хаджадж, которая прилегает к покоям Карла V, достроенные приблизительно в 1537 году специально для императрицы Изабеллы Португальской и расписанные в 1539 – 1546 годах. Включают в себя переднюю, собственно будуар (кабинет) с арабскими арочными окнами и открытые галереи. Художники Хулио Акилес и Александр Майнер эти помещения расписали растительным орнаментом, гротесками, фигурами путти, аллегорическими и мифологическими сюжетами; в передней цикл фресок посвящён осаде Туниса в 1535 году.

https://flic.kr/p/FZdFc

https://flic.kr/p/FZdFc

Между покоями Карла V, зданием бань и стеной образован Двор Решетки, или Кипарисовый. Название получил по решетке балкона, сделанного в 1654 – 1655 годах на южной стене для прохода между покоями императора и дворцом Комарес. Посередине построен мраморный небольшой фонтан, по четырем углам растут столетние кипарисы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *