https://flic.kr/p/oHuftT

Галерея Уффици – самый посещаемый музей Италии

При посещении Флоренции следует обязательно посетить галерею Уффици. Предполагалось, что сооруженное в 16-м веке здание Уффици разместит административные канцелярии Великого герцогства Тосканского. В настоящие дни Уффици владеет богатейшей в мире коллекцией итальянской живописи Средневековья и эпохи Возрождения.

Галерея является самым посещаемым музеем Италии. Во время экскурсии посетители ознакомятся с историей становления итальянского искусства и создания мировых шедевров кисти Микеланджело, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Тициана и Рафаэля, узнают о разных техниках живописи, иконографии, послушают о необычных фактах жизни известных художников, их состоятельных могущественных покровителей.

Галере́я Уффи́ци (с итальянского переводится как «галерея канцелярий», «офисы») – старейший музей в Европе, обладающий сгруппированной на одной территории богатой коллекцией, которая позволяет организовать разнообразные исторические и тематические маршруты, альтернативные привычным способам посещения галерей. Структура Уффици соответствует современным концепциям музейного дела: маршруты и экспозиции систематизированы и позволяют проследить важные исторические события на примере памятников искусства, являясь доступными широкой публике.

https://flic.kr/p/TUjnqT

https://flic.kr/p/TUjnqT

Галерея, которая представляет в настоящее время неотъемлемый этап развития искусства в западном мире, возникла в значительный момент истории – в эпоху наивысшего расцвета Флорентийского Ренессанса по волеизъявления эрц-герцога Козимо I де Медичи.

Галерея была известна еще два столетия назад, до ее официального открытия в 1765 году, после чего посещения происходили по предварительным заявкам. В путеводителе по Флоренции в 1591 году, говорилось, что Галерея «одна из наиболее превосходящих по красоте… в мире», и «полна античных статуй, благородной живописи и драгоценных предметов». «Для красоты, для изучения, для удовольствия» здесь были собраны шедевры Микеланджело и Леонардо да Винчи.

https://flic.kr/p/rZDhB1

https://flic.kr/p/rZDhB1

Экспозиции размещаются по принципу первоначального устройства, которое предложил эрц-герцог Франческо I. Маршрут начинается от искусных и примечательных декоративным изяществом гротесков, которые написали в 1581 году Алессандро Аллори и его помощники. Завершается осмотр коллекциями портретов.

Месторасположение и план здания

Располагается дворец Уффици, в котором функционирует художественная галерея, между рекой Арно с южной стороны и площадью Синьории с северной. Восточное крыло здания выходит на Палаццо Веккьо с башней Арнольфо (Старый дворец), западное – на лоджию Ланци.

Архитектурный ансамбль, включающий две параллельные друг другу постройки, выполнен по форме подковы, примыкающей открытой стороной к площади Синьории, а две продольные стороны образуют улицу длиной 142 метра, которая ведет к набережной Арно. Трехэтажное здание на всем протяжении улицы имеет единый фасад: сплошная открытая лоджия-галерея и многочисленные входы в здание.

https://flic.kr/p/Zc4vEh

https://flic.kr/p/Zc4vEh

История проектирования галереи Уффици позволяет увидеть основное направление развития архитектурных концепций в композиции сооружения. Изначально мастер обратился к традиционной конфигурации палаццо – замкнутому прямоугольному пространству с фасадом, обращенному на площадь, имеющим внутренний двор, через который намечался по пролегавшей здесь раньше улочке сквозной проход к набережной.

Итальянский архитектор Джорджо Вазари нашел принципиально новое решение задачи. Предметом интереса зодчего стал не объем сооружения, а протяженное пространство дворика, перерастающего в улицу. Значение главных обретали глубинные, дворовые фасады. Традиционная тема периметральной лоджии во дворе стала элементом улицы, которая в сочетании с галереями приобрела «трехнефную» пространственную композицию. Недлинный поперечный корпус интерпретирован в виде облегченной вставки – арочной темы сквозной лоджии, ритмически подхваченной в огромных арочных окнах второго этажа. В качестве главного членения в продольных фасадах Уффици выделяется антаблемент галерей, что подчеркивает значительность арочного раскрытия улицы к реке, необычную для Флоренции ее ширину (18 метров).

https://flic.kr/p/mN7Fpt

https://flic.kr/p/mN7Fpt

Над центральным входом Уфицци возвышается бюст Франческа I, который представляет герб семьи Медичи – эмблему принца, флорентийские лилии, лавр, его зодиакальный знак овна. На этаже располагается Кабинет рисунков и гравюр, который основан по инициативе кардинала Леопольда де Медичи в 17-м веке. В этих помещениях хранится важнейшее собрание произведений графического искусства.

Предполагалось, что в нишах пилястров портика разместятся разные скульптуры известных во Флоренции людей, чтобы возродить в памяти восхищение и мощь античного форума императора Августа. Однако в пустые ниши Вазари лишь в середине 19-го века были помещены 28 статуй от Макиавелли до Микеланджело и от Джотто до Галилея, призванные на протяжении столетий восхвалять тосканский гений.

На среднем этаже можно рассмотреть окна основных помещений галереи, на третьем расположена застекленная лоджия. Галерея Уффици перекрыта сплошным цилиндрическим сводом, дополнительно освещенным с улицы полоской низких окон. Внутренняя планировка Уффици носит чисто деловой характер.

https://flic.kr/p/55hDV6

https://flic.kr/p/55hDV6

126 ступенек благородной лестницы Вазари, сделанных из серого камня, вели на второй этаж комплекса и заканчивались в вестибюле придворного театра Медичи. От придворного театра, построенного в 1585 году Бернардо Буонталенти, на лестничной площадке сохранился мраморный портал на входе в современный Кабинет рисунков и гравюр, а также три двери, которые ведут в хранилище напротив лестницы. Над входом в галерею находится бюст Петра Леопольда с надписью, сделанной в честь основателя одного из первых в настоящем представлении музеев западной истории.

В первом коридоре находится один из знаменитых шедевров античного искусства выставленных в музее – Геракл и кентавр – ценная копия римского периода с бронзового оригинала, выполненным древнегреческим скульптором Лисиппа. Западный коридор заканчивается бельведером с кафетерием, терраса которого размещена на крыше Лоджии Ланци. С нее открывается чудесный вид на кафедральный собор, Старый дворец с башней Арнольфо и иные достопримечательности Флоренции.

Коридоры галереи служат хранилищем множества римских статуй, превратившихся в предмет увлеченного постижения реставрации в эпоху Ренессанса. Расширяющаяся из различных источников, коллекция 15-го века предметов старины, монет, медалей, драгоценных камней, ценных ваз пополнилась между 16-17-м веками необычным собранием античных статуй, принадлежавшим семье Медичи. Своды коридоров украшают фрески с причудливыми орнаментами, так называемыми гротесками, которые изображают мифологические, аллегорические и фантастические сцены.

https://flic.kr/p/Ag6XHc

https://flic.kr/p/Ag6XHc

Монументальные порталы и ребра всего комплекса отделаны серым камнем чередующимся с флорентийской белой штукатуркой. Доставленный с каменоломен долины Мензолы, серый камень имел такую степень ценности, что его разрешалось получать только по специальной лицензии правителя государства. Дворец Уффици – одно из немногих зданий, внешние стены которого облицованы видом камня, который, как правило, предназначался для отделки интерьеров и внутренних дворов.

Коллекция

В галерее Уффици в настоящее время хранится не сравнимое ни с чем художественное достояние: несколько тысяч живописных полотен от Средневековья до современных дней, гобелены, миниатюры, античные скульптуры. Этот музей единственный в мире обладает уникальной коллекцией автопортретов, постоянно пополняется непрекращающимися дарениями современных художников, новыми покупками. В Кабинете рисунков и эстампов также представлено исключительное собрание.

https://flic.kr/p/qWFBHr

https://flic.kr/p/qWFBHr

Благодаря своим великолепным помещениям и коллекциям шедевров, галерея Уффици заслуживает право именоваться «музеем превосходного». Во дворце собраны оригинальные произведения, которым более четырех столетий. История Галереи интересна как интегральная составная флорентийской культуры. Уникальность Флоренция-Уффици прежде всего объясняется врожденным призванием к коллекционированию городской элиты, начиная с семейства Медичи: на протяжении трех столетий сеньоры Флоренции представляли страстных любителей античности, являлись меценатами и покровителями художников.

С 1996 года в Первом восточном коридоре размещается большая часть работ позднего 16-го века, собранных основателем галереи – Франческо I. По окончании реставрационных работ коридора во время распределения статуй и картин происходила сверка с зарисовками Галереи, выполненными Бенедетто де Грейссом в 1748-1765 годах.

https://flic.kr/p/TUjiU4

https://flic.kr/p/TUjiU4

Украшавшие потолки гротески снова поместили на прежние места согласно обозначениям Филиппо Пигафетта в 1597 году. Самые старые портреты, относящиеся к серии «Джовиана», на которых изображены выдающиеся личности каждой эпохи и каждого государства частично отреставрированы.

Картины, написанные для великого герцога тосканского Козимо I Медичи художником Кристофано делл’Алътиссимо, скопировавшим в городе Комо в 1552-1589 годах знаменитую коллекцию Паоло Джовио, перешли в 1587 году из Питти в Уффици. Эти произведения под серией «Джовиана» больше чем через два столетия были возвращены на прежнее место.

Свои места занимают большие портреты на три четверти фигуры из серии «Аулика». Вдохновленные античными прототипами, они были созданы по желанию герцога Франческо I Медичи и его последователей, чтобы прославлять олигархическое семейство, начиная с родоначальника Джованни ди Биччи.

https://flic.kr/p/r2jvFH

https://flic.kr/p/r2jvFH

Вдоль стен располагаются античные скульптуры и бюсты из коллекций семейства Медичи. Потолки в гротеске оформляли мастера из «Студиоло Палаццо Веккъо» и художники из группы Алессандро Аллори. Полы покрывают большие квадраты из белого и серого мрамора (18-й век).

В Первом коридоре размещаются залы: Тосканской «примитивной» живописи, Дуеченто (18-й век) Джотто, Флорентийское треченто (14-й век), Сиенское треченто (14-й век), Интернациональная готика, дей Липпи, Раннее Возрождение, дей Поллайолло, Леонардо да Винчи, Боттичелли, Географические карты, Трибуна, Кабинет Математических наук, Мантенья и Беллини, Кабинет Миниатюр, Живопись художников северной Италии (15-й век).

Одновременно с реставрацией Первого, к 1996 году относится и приведение в надлежащий вид Второго и Третьего коридоров. Для лучшего обозрения южный коридор, имеющий широкие окна, над площадями сулл ‘Арно и дельи Уффици оформлен заново. Здесь среди установленных скульптур размещаются римская копия скульптуры «Амур и Психея» и эллинистический бюст т. н. «Умирающего Александра».

https://flic.kr/p/rjfRhP

https://flic.kr/p/rjfRhP

На потолке в местах примыкания к восточному коридору можно наблюдать гротесковые фрески, относящиеся к эпохе Франческо I (1581 год); другие, расположенные к западу, прославляют семейство Медичи (Назини и Тонелли) и относятся к периоду Козимо III (1670-1723 годы). Вверху над окнами, которые выходят на сторону реки, размещаются портреты из серии «Джовиана» и продолжаются в Третьем коридоре с холстами от 17-го века до раннего 19-го века. В промежутках находятся большие портреты из серии «Аулика», многие из них уже отреставрированы.

Пятьдесят портретов представителей Лотарингской династии помещены в Третьем коридоре со стороны входных дверей в залы. С торца над Лоджией деи Ланци, как и раньше, размещены уменьшенная копия Геракла Фарнезского и скульптура Вепрь, установленные с двух сторон эллинистической скульптуры Лаокоон Баччо Бандинелли (1523 год). Порядок размещения стал известен благодаря рисунку 18-го века из Альбома Де Грейсса. Все три скульптуры отреставрированы в 1994 году.

https://flic.kr/p/GAZLLm

https://flic.kr/p/GAZLLm

Весной 2004 года были начаты работы по расширению музея за счет первого этажа, отданного под служебные помещения. Экскурсионный художественный маршрут продолжился благодаря оптимальной системе расположения шпалер, картин и иных предметов хранения. В окончательный порядок приводится прекрасная Коллекция Контини Бонакосси; она будет соединяться с основным музейным маршрутом. Великолепная Лоджия над Арно, открытая в 1998 году, стала частью маршрута обновленной галереи Уффици.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *