https://flic.kr/p/S4tqM5

Дворец до́жей – памятник итальянской архитектуры

Одна из главных достопримечательностей Венеции – Дворец до́жей является великим памятником итальянской готической архитектуры. Расположен он на площади Святого Марка по соседству с одноимённым собором. Первая постройка на этом месте стояла ещё в девятом веке,  а  строительство  современного  здания  было  исполнено между 1309 и 1424 годами по некоторым предположениям архитектором Филиппо Календарио. Часть дворца в 1577 году уничтожил пожар, и восстановлением здания занимался Антонио де Понти, создатель моста Риальто.

Главное здание Венеции прежде всего служило резиденцией дожей Венецианской Республики. В нем работал Верховный суд, заседали Большой совет и сенат, свои дела вершила тайная полиция. Кроме того, на первом этаже функционировали морское ведомство, конторы юристов, службы цензоров, канцелярия. Надстроенный сверху балкон использовался как праздничная трибуна, с которой дож представлял себя народу. А гости города, причаливавшие к дворцу со стороны Пьяцетты, таким образом оказывались у ног правителя Венецианской Республики.

https://flic.kr/p/XfZJRM

https://flic.kr/p/XfZJRM

Дворец дожей вместе с библиотекой Сан-Марко, собором Святого Марка и другими зданиями образуют главный архитектурный ансамбль Венеции.

История

Название дворца произошло от резиденции дожа, главы Венецианской республики. Дворец дожей строили и украшали несколько столетий. Первое его здание (810 год постройки) представляло крепость со стенами и башнями, окруженную со всех сторон водой. Во время восстания в 976 году резиденция была сожжена. Вместо неё венецианцы соорудили новую крепость, которая сгорела в 1106 году.

Венецианские мастера в 12-м веке возвели новый дворец, причем к этому времени уже пропала необходимость создавать его как крепость. В Венеции уже не стало свойственных для средневековой Европы прочных и надежных замков, крепостных стен: защитой служило море, республика владела прекрасным флотом.

https://flic.kr/p/WNVPvv

https://flic.kr/p/WNVPvv

Здание дворца было построено в 1309-1424 года. В 1400-1404 годах был завершен фасад, который выходит на лагуну, в 1424 году – фасад, выходящий на площадь Святого Марка. Были приглашены ломбардские и флорентийские мастера, однако значительную часть здания в стиле готики выполнили члены семьи Бон, венецианские мастера – специалисты по обработке мрамора.

Во время пожара 1577 года дворец понес существенные повреждения. В ходе реставрации здание сохранили в прежнем готическом стиле, не изменив его на более современный.

До оккупации Венеции войсками Наполеона в 1797 году во дворце размещались республиканские политические инстанции для выполнения функций резиденции дожей. В настоящие дни здание является музеем.

Внешний вид здания

Не подчиняясь никаким законам архитектуры, верхняя тяжелая часть Дворца дожей держится на лёгких ажурных арках. Сначала может показаться, что здание перевернуто крышей книзу и фундаментом кверху, настолько непоследовательна система фасада: наверху  высокая  и  сплошная стена, внизу пара лент слабых опор. Очередной пожар 1577 года уничтожил одно крыло здания, восстановил первоначальный облик здания Антонио де Понти, создатель моста Риальто.

https://flic.kr/p/qCKejS

https://flic.kr/p/qCKejS

С первого взгляда кажется, что архитектурные элементы фасада соединяются между собой неожиданно и нелогично, как будто случайно. Однако всё привлекательно, ярко и свежо, наполнено жизнью и радостью, всё разумно и художественно насыщено. На первом этаже открытая аркадная галерея служит чудесным укрытием от южного солнца. Здесь любому прохожему привлекательно отдохнуть и заодно полюбоваться видом прекрасного архитектурно-природного пейзажа.

Галерея второго этажа представляет воздушный балкон, затемняющий с юга и запада небольшие официальные помещения. Комбинация гладкой стены и ажурных галерей во Дворце дожей наполняет весь фасад невообразимым богатством композиционных контрастов и кажется обнажает его навстречу ансамблю Пьяцетте и пространству Венецианской лагуны.

Оформление дворцовых фасадов проводилось в середине и второй половине 15-го века, в это время восторг готической традицией у венецианцев сменился на стремление к более гармоничным формам Ренессанса. Модной стала мягкая округлость архитектурных форм, блестящей разнообразными сортами мрамора. Но выходящий на Пьяцетту светлый фасад Дворца имеет некоторую мрачную деталь. Девятая и десятая колонны во втором ярусе выполнены из мрамора красноватого оттенка: в этом месте оглашались смертные приговоры.

https://flic.kr/p/S47VoC

https://flic.kr/p/S47VoC

В центре восточного фасада имеется балкон, сделанный в 1536 году учениками Сансовино. Над этим балконом находится стрельчатое окно и изображение дожа перед символом  Венеции.  Кроме  этого,  над  балконом  установлена  статуя  Правосудия. В 1865 году именно с этого балкона было объявлено объединение Венеции с Итальянским королевством.

Порта делла Карта – «Бумажная дверь»

Слева от фасада доступ во двор Дворца дожей открывает «Порта делла Карта» – «Бумажная дверь», которую создали Джованни и Бартоломео Бон. Она имеет форму стрельчатой арки, верхнюю её часть украшают декоративные элементы в готическом стиле; на портале изображение дожа Франческо Фоскари перед символом Венецианской республики – крылатым львом, а выше – статуя Правосудия. Название двери, возможно, связано с архивом документов, которые находились неподалёку, или в связи с тем, что некогда здесь сидели писари и оказывали помощь горожанам в составлении документов, жалоб и прошений.

https://flic.kr/p/8fJpPo

https://flic.kr/p/8fJpPo

Путь через «Бумажную дверь» ведет к арочной галерее Фоскари, затем можно пройти во двор Дворца дожей, который окружают двухъярусные мраморные аркады и украшают восемь древнегреческих скульптур. Особое внимание туристов вызывает статуя генерала М. делла Ровере (работа скульптора Д. Бандини). До сих пор посередине двора стоят два роскошных бронзовых колодца-водоёма, в свое время из них доставали самую лучшую в Венеции воду. Каждый день множество торговок водой заполняли внутренний двор дворца Дожей и оттуда разносили холодное и вкусное питьё не только в престижные, но и в самые отдаленные кварталы Венеции.

С восточной стороны входа основной фасад выполнен в конце 15-го столетия Антонио Риццо, пышно украшенный Пьетро Ломбардо. С восточной и южной стороны двор обрамляют два фасада построенные из красного кирпича в 17-м веке Бартоломео Манопола.

https://flic.kr/p/8cJgrJ

https://flic.kr/p/8cJgrJ

С северной стороны наверху фасада с Арочной галереей Фоскари закреплен циферблат часов; фасад имеет два яруса арок: стрельчатые в лоджии и полукруглые в портике. В арочных галереях обращают на себя внимание ниши с античными восстановленными статуями. Этот фасад представляет барочную работу Манопола.

Внутреннее оформление дворца

К дворцу с внутреннего двора ведет громадная Лестница Гигантов, изготовленная из каррарского мрамора. На верхней площадке лестницы в 1554 году были установлены большие мраморные статуи Нептуна и Марса – морского и военного покровителей Венеции; от этого и происходит современное название лестницы. Здесь устраивались все торжественные церемонии Венецианской республики, самой пышной из которых было венчание дожа. Лестница в эти моменты преображалась и напоминала гигантский трон, а на голову нового правителя самый старший член Совета возлагал драгоценный головной убор, служивший символом власти дожа. По лестнице можно попасть на второй этаж в крытую галерею, вдоль которой также, как и внутри дворца, часто можно увидеть «львиные пасти» – выгравированные на камне головы львов, в которые опускали тайные доносы и послания.

https://flic.kr/p/dG63BA

https://flic.kr/p/dG63BA

По «Золотой лестнице» можно подняться в парадные залы дворца Дожей. Это сооружение спроектировал в 1538 году Сансовино для дожа Андреа Гритти, а закончил в 1559 году Скарпаньино. Покрытая позолоченной лепниной лестница в былые времена предназначалась для высокопоставленных особ и важных гостей, чьи имена были обозначены в «Золотой книге». Эта книга в 1315 году составлялась жителями Венеции, которые вписали туда двести семей. С этого момента и до конца существования республики члены этих семейств могли занимать высокие государственные должности. «Золотую книгу» хранили в особой комнате, обустроенной под «Золотой лестницей» дожем Себастьяно Дзианни в 1180 году.

«Золотая лестница» ведет к Залу Большого Совета, представляющего самый большой зал не только в Венеции, но и во всей Италии. Его размеры: высота – 15 м, длина – 54 м, ширина – 25 м. Зал Большого Совета расположен на всём южном крыле Дворца дожей. Его украшением служили шедевры Тинторетто, Тициана, Веронезе и других знаменитых художников. Однако пожар 1577 года всех их уничтожил. Реконструкция зала была выполнена по проекту Антонио де Понти. В Зале Большого Совета перед восточной стеной установлены на постаменте трон дожа и кресла для шести членов Малого Совета. Всю стену над ними занимает картина «Рай» – одна из наибольших в мире, написанная в 1590 году Якопо Тинторетто и его сыном Доменико. Потолок обращает внимание большой овальной картиной Паоло Веронезе «Триумф Венеции». Окна зала выходят на лагуну. На огромном плоском потолке – роскошные живописные полотна, оправленные тяжёлыми позолоченными узорами.

https://flic.kr/p/87uByp

https://flic.kr/p/87uByp

В настоящие дни в Зале Большого Совета находятся прекрасно написанные портреты дожей, правивших Венецией. Только на месте портрета дожа Марино Фальеро, висит чёрный свиток с надписью: «Здесь место Марино Фальеро, казнённого за измену».

Из Зала Большого Совета далее посетители переходят в Зал выборов (иначе Зал судьбы). Такое название он получил ещё во времена Республики, когда в нём проводилось публичное баллотирование чиновничьих лиц, или их осуждение. Здесь выносили приговоры, но в зал никто не заходил с оружием.

Массивный потолок зала отличается роскошной резьбой и позолотой. На нём размещаются три огромные овальные картины, двенадцать неправильных треугольников и два квадрата, которые представляют аллегоричные сюжеты, выполненные художником Падованино.

Зал компаса – в прошлом передняя Зала Совета Десяти и одновременно инквизиции, где осуждённые со страхом и трепетом ждали приговора. В этом же зале находилась и известная «Львиная пасть», куда принято было опускать доносы и сообщения.

https://flic.kr/p/KRGhn4

https://flic.kr/p/KRGhn4

Потолок Зала компаса составляют три огромных овала и двенадцать четырёхугольников, заполняющих углы. Работа Паоло Веронезе: на первом овале мастер изобразил «Триумф Венеции», представляя её в виде богини, летающей в облаках, окружённой аллегоричными фигурами Славы, Богатства, Силы… Но сейчас один из овалов пустует. Находившуюся  здесь  ранее  картину  «Святой Марк  в  окружении  святых»  увезли  в 1797 году в Париж и выставили в Лувре.

Зал Совета десяти предназначался для заседаний трибунала, который вел следствия, касающиеся политических преступлений против государства. Во главе трибунала, состоящего из десяти членов Большого Совета и шести советников, стоял дож. Над залом располагались тюремные камеры, называемые Пьомби, где был свинцовый потолок. В этих камерах когда-то держали Джордано Бруно и Джакомо Казанова. В центре находится шедевр Веронезе «Зевс поражает молнией пороки», увезённый французами в 1797 году в Париж и до сегодняшних дней хранящийся в Лувре. Ныне на месте полотна размещена его копия, написанная Якопо ди Андреа.

В зале Совета десяти осуждённые следовали через особую секретную лестницу в верхнюю часть дворца, называемую «Свинцовой кровлей», или просто «Свинцами», или также «Пьомби». В пышных залах теснились удивительные чудеса красоты и искусства, а над плафонами, блестящих фантазиями художников-мастеров, в свинцовых чердаках стенали узники. В тесных коридорах до нынешних дней чернеют отверстия, куда и десятилетний ребёнок сможет войти, если только нагнувшись. Исчезли давно затворы и железные решётки, но на стенах до сих пор виднеются обгорелые остатки деревянной обшивки, хоть как-то спасающей заключённых от влажности…

https://flic.kr/p/yo3wk2

https://flic.kr/p/yo3wk2

Зал Скарлатти собирал сановников в ярко-красных тогах, где они ожидали дожей для проведения официальных церемоний. Богатая отделка этого зала выполнялась под руководством  Пьетро  Ломбардо.  Роскошный  деревянный  потолок  относят  к  началу 16-го века. На утонченном камне из мрамора установлен герб 74-го венецианского дожа Агостино Барбариго.

Зал Карт выполнили в 1540 году Джованни Баттист Рамусио и в 1762 году Франческо Гриселлини и Джустино Меннескарди. Своим названием он обязан географическим картам,  украшающих  его  стены.  В  центре  зала  установлены  два  больших  глобуса (17-й век).

Зал Коллегии, созданный в 1574 году Антонио де Понти, собирал Коллегию, которая включала дожа, шесть советников, старшин, Верховного Канцлера и главу Совета десяти. В этом зале правительство республики принимало важнейшие решения. Красивый позолоченный потолок с резьбой служит обрамлением аллегоричных полотен Веронезе, среди них особенно выделяется над трибуной «Венеция на троне».

https://flic.kr/p/WkDAVG

https://flic.kr/p/WkDAVG

Установленные в Зале Сената панно выполнены различными художниками, в частности Тинторетто. Рисунок потолка создал Кристофоро Сорте.

Новые тюрьмы спроектировал Антонио де Понти. Из залов Управления уголовных дел и Управления Законов можно перейти в коридор, который ведет через Мост Вздохов, к этим тюрьмам. По мосту пролегают два коридора: верхний – к Новым тюрьмам, а по нижнему возвращаются на этаж портика Дворца дожей. В Старые тюрьмы – Пьомби и Поцци сажали очень опасных заключённых.

Дворец Дожей – одно из самых интересных мест Венеции. Построенное в 15-м веке здание дворца восхищает всех туристов. Посетив огромные живописные залы, можно полюбоваться великолепными подвесными потолками, восхититься роскошью, увидеть необычные «дрожащие» полы, причудливо прогибающиеся под ногами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *