Достопримечательности Термеза – древнего города Узбекистана

Термез – южный город Узбекистана, который сосредоточил вокруг себя архитектурные и исторические памятники самых разных времен, начиная с периода Кушанского царства: городище Дальверзинтепе, которое является самым древним буддийским сооружением на территории страны, комплекс Каратепа и буддийская ступа Зурмала. Позднее заметно, как ислам продвигался по Средней Азии: возникают крепость Кирк-Киз – музей богатого мастерства средневекового зодчества, ханака Кукилдор-ота – почитаемая достопримечательность Термеза, удивительный ансамбль Султан Саодат, мавзолей Хаким-ат-Термези, который выступает местом поклонения мусульман со всего мира.

Городище Дальверзинтепе

Дальверзинтепе неслучайно является объектом пристального внимания. Специалистов это необычное место притягивает тем, что раскрывает много тайн истории. Любознательного человека Дальверзинтепе покорит интересной находкой – кладом золотых вещей весом в 36 кг, которые состоят из колец, ожерелий и другого, что подтверждает о высоком искусстве ювелиров того периода. Людей с развитым духовным началом приведет в это место известное буддийское святилище. Романтикам будет интересна легенда о любви и коварстве.

Дальверзинтепе располагается в Шурчинском районе Сурхандарьинской области, это в 60 км на север от Термеза. Исследования специалистов предоставляют возможность определить время расцвета городища – период Кушанского царства (1 в. до н.э. – 4-5 вв. н.э.). Это проверил археолог Л.И. Альбаум в 30-е годы 20-го века тем, что нашел при раскопках древние монеты и небольшие фрагменты керамики, которые относятся к Кушанской эпохе.

https://flic.kr/p/JrfG4J

https://flic.kr/p/JrfG4J

Археологическая экспедиция в 1959-1960 гг. подтвердила, что Дальверзинтепе в античное время на самом деле был культурным центром. Уже тогда использовалось земледелие с помощью орошения, и образовалась цивилизация городского типа, что объясняется присоединением Бактрии к Ахеменидам. В это время Дальверзинтепе выступал центром жизни местной администрации, воинских частей и знати. Также военные походы Александра Македонского повлияли на урбанизацию города. С завоеванием города арабами связан его упадок.

Сейчас Дальверзинтепе представляет собой следующее: на юге Вышгород – это самая возвышенная его часть, которая окружена рвом, где и были обнаружены гончарные печи, винодельня, небольшой храм. На севере есть строения в виде прямоугольника. За городом – буддийский храм, в котором много фигурок Будды, дэватов, гениев, Бодхисатв. На северо-востоке – мусульманское кладбище. На северо-западе – храм бактрийской богини. Интересно, что городище Дальверзинтепе является самым древним буддийским сооружением на территории Узбекистана.

Комплекс Каратепа

Комплекс Каратепа («Черные холмы») служил центром буддийской культуры в 3-4 веках н.э. Сооруженный на трех песчаных холмах, комплекс Каратепа находится на северо-западе городища Старый Термез и занимает площадь около семи гектаров. Раньше комплекс включал в себя десятки монастырей и храмов в виде наземно-пещерных строений.

На стене одного из храмов остался фрагмент изображения Будды, который преодолел чувственные желания, лень, недоброжелательность и другие помехи, чтобы почувствовать дхьяну. Рисунок сделан клеевыми красками и передает атмосферу тщетности мирских желаний.

https://flic.kr/p/Kdr3fs

https://flic.kr/p/Kdr3fs

Как и в любом буддийском храме, тут есть многочисленные ступы – строения куполовидной формы для хранения реликвий, не оснащенными доступом во внутрь. В результате того, что территория Центральной Азии камнями не богата, они возводились из глины. Но ученые обнаружили подтверждение того, что в Каратепе была и каменная скульптура Будды.

В период Кушанского царства (1-3 в. н.э.) буддийский культовый центр Каратепа назывался «Кхадева-ка вихара» или Царский монастырь. Это время символизирует собой расцвет буддизма на данной территории. В 5-м веке пещеры Каратепы применялись для погребений. В 9-12-м веках в них обрели приют отшельники-суфии.

Буддийская ступа Зурмала

Эпоха Кушанского царства подарила еще один памятник культурного наследия – ступу Зурмала. Она располагается на юго-востоке городища Старый Термез, которое находится от Термеза на расстоянии 12 км. Эта башня сейчас представляет собой сооружение высотой 14 м, которое построено из квадратного кирпича-сырца, с типичным для кушанского времени рисунком на нем – черта и две ямки. Археологи, изучив памятник, сделали своеобразный итог: 1,2 миллиона кирпичей потребовалось на возведение ступы Зурмала.

https://flic.kr/p/Jrf1xj

https://flic.kr/p/Jrf1xj

Функциональным назначением ступы считается то, что она была основным символом буддизма, служила средством буддийских ритуалов и выступала хранилищем реликвий.

Ступа Зурмала сферической формы похожа на погребальный курган и напоминает живым о недолговечности бытия, а также означает паринирвану – смерть Будды и его захоронение. Первое время после смерти Будды ступы служили своеобразными божьими домами, где в ящик кубической формы помещали прядь волос с его головы, лоскут его одежды, часть его мощей. Данный ящик ставили на вершину ступы, над ней устанавливали Благой Зонтик, который в переносном смысле защищал от невзгод и страданий.

https://flic.kr/p/JrfbYu

https://flic.kr/p/JrfbYu

Ступа Зурмала состояла из подножия прямоугольной формы 22х16 м и самого «тела» – цилиндр диаметром 14,5 м. Строение было оборудовано лестницей, которая вела на платформу основания для ритуальных обходов верующих. Хорошо просматривается и переход кирпичной кладки к сферическому завершению. Археологи выяснили, что подножие ступы было покрыто мергелистым известняком, а для украшения применялся также жженый кирпич. До сих пор нет точных сведений о том, была ли ступа Зурмала самостоятельным сооружением или же примыкала к какому-либо храмовому комплексу.

Крепость Кирк-Киз

Крепость Кирк-Киз была сооружена в 9-10 вв. н.э. Она располагается в Термезском районе, в кишлаке Намуна. Это здание является резиденцией саманидского эмира, который летом любил побыть вдали от шума и суеты большого города и с этой целью построил себе данную крепость. Имена зодчих неизвестны, которые из простой глины сделали архитектурную поэзию крепости, а мельницы времени «перемололи» большую часть строения. Но даже в настоящее время можно увидеть сохранившиеся фрагменты уникальной живописи на сводах.

https://flic.kr/p/JGY21G

https://flic.kr/p/JGY21G

Поэтическое название крепости «Кирк-Киз», что переводится, как «Сорок дев», не могло не взбудоражить умы романтиков того времени, потому что речь шла о Женщине. Также были сочинены легенды о крепости, где в каждой преобладает женский пол.

Большой дворец с широкими коридорами, которые ведут в зал для приема гостей, несколько десятков комнат, замысловатая архитектура стен, сводов и куполов – все это позволяет согласиться с учеными. Они утверждают, что крепость Кирк-Киз является музеем средневекового зодчества.

Ханака Кукилдор-Ота

Ханака (святая обитель) Кукилдор-ота является одной из самых почитаемых достопримечательностей Термеза. Сооруженная в 11-м веке, она одна из немногих ханак в Центральной Азии, которая выделяется фронтальной композицией, украшенной многочисленными яркими узорами. Великолепие архитектуры ханаки Кукилдор-ота свидетельствует о том, что она была отреставрирована в 15-м веке – в эпоху Темуридов.

https://flic.kr/p/JS9fkX

https://flic.kr/p/JS9fkX

Внутри здания есть немало надгробных плит. И под одной из них лежат останки святого Кукилдор-ота – почитаемый в мусульманских кругах святой, великий религиозный деятель, который славился своей праведной жизнью. Именно в его честь и был сделан комплекс Кукилдор-ота. Обыватели верили, что, принимая участие в обряде поминовения этому святому, нужно отрезать себе клок волос. И этот участок волос отращивать до того, как определенные важные события не произойдут в жизни.

Ханака Кукилдор-ота – величественное здание со множеством комнат, которые отделаны кирпичом. Как и в ансамбле Султан Саодат, и в комплексе ат-Термези, тут применен стиль трехъярусного открытого фасада, строение выдержано в симметрии.

Фасад представляет собой монументальный вход, который ведет в большой зал с большим куполом, по обеим его сторонам расположены комнаты. Все здание богато декорировано невероятно красивыми узорами из ганча.

Ансамбль Султан Саодат

«Султан Саодат» с арабского переводится как «владычество сейидов». Сейиды являются прямыми потомками пророка Мухаммеда. Основателем их рода был Хасан-ал-Эмир, который являлся представителем пятого поколения имама Хусейна – внука Мухаммеда. Также Султан Саодат – это название фамильной усыпальницы, которая находится в 3 км от Термеза, на берегу реки Сурхандарья. Первым мавзолеем ансамбля Султан Саодат стала построенная в середине 30-х годов 13-го века усыпальница халифа. В тот же период или немного позже жителями разрушенного монголами Старого Термеза был возведен город. Он в исторических источниках называется Мадинат ар-Риджал («Город ученых мужей»).

https://flic.kr/p/7B3tRy

https://flic.kr/p/7B3tRy

Ансамбль Султан Саодат тянется с запада на восток и имеет длину 70 м. Сейчас сохранилась едва ли половина его построек. Первоначальная усыпальница ансамбля состоит из двух помещений (мечети и мавзолея) и айвана (сводчатого вестибюля), который объединяет оба помещения. В боковых стенах есть два входа: с южной стороны – в мечеть, с северной – в мавзолей. Главный фасад здания удивляет простотой и изящностью декора, тем более поражает, что выполнен он из простого жженого кирпича. На протяжении всей длины стен мавзолея находятся плоские ниши. Сейчас все пространство мавзолея занимают безликие надгробия.

Султан Саодат иногда реконструировали. Впервые это было в 14-15 веках – восстановили изначальный вид здания, прежний декор соответствовал стилю того времени, выгравировали надпись, которая ценна для ученых. Следующая реставрация была выполнена в конце 19-го века шейхом, который был хранителем комплекса, потомком сейидов. Сейчас также ведутся восстановительные работы.

В главной усыпальнице Султан Саодат хоронили и останки многих известных членов сейидов, которые покинули родину. Менее знатных представителей хоронили в менее монументальных мавзолеях, которые расположены на севере и востоке комплекса.

https://flic.kr/p/8ErtyM

https://flic.kr/p/8ErtyM

Султан Саодат был до 30-х годов 20-го века активным местом паломничества мусульман. А после установления четкой границы между Узбекистаном и Афганистаном паломничество к нему почти прекратилось.

Мавзолей Хаким ат-Термези

На берегу Амударьи, что на юго-западе городища Старый Термез можно увидеть голубые купола восстановленной сейчас усыпальницы шейха одного из суфийских орденов. Этот архитектурный памятник выступает мавзолеем «мудреца из Термеза» — Хакима ат-Термези, полное имя которого Абу Абдуллох ибн Хасан ибн Башир. Он был великим теоретиком исламского суфизма, выдающимся ученым и основателем ордена дервишей.

Родился ат-Термези в 824 году в кишлаке (деревни) Бус, недалеко от Термеза. Согласно легенде, в возрасте десяти лет к нему явился старец и благословил его на изучение Корана, как и на изучение жизни, поступков Мухаммеда и толкование высказываний. Под влиянием старца юный ат-Термези выбирает свой путь.

https://flic.kr/p/dkRxEj

https://flic.kr/p/dkRxEj

Ат-Термези прожил долгую жизнь, посвятив себя истине. Был захоронен во дворе ханаки. Она была построена в 11-м веке на месте разрушенного буддийского храма. Подземная худжра (келья) была для ат-Термези местом проживания, молитв и общения с учениками. В 11-м веке над могилой мудреца был сооружен мавзолей, рядом с ним – чилляхана (место для уединения во время поста и молитв). Вначале мавзолей был довольно аскетическим сооружением с украшенным резным ганчем куполом. После во времена темуридов была построена новая усыпальница с шедевром камнерезного искусства – монументальным надгробием из белого мрамора.

В 2001 году к празднованию 2500-летию города Термез был фактически полностью отреставрирован облик мавзолея, что символизирует возрождение исламских ценностей. Теперь Хаким ат-Термези считается покровителем города, а его мавзолей служит местом поклонения мусульман всего мира.

Джаркурганский минарет

Джаркурганский минарет – это памятник исламской архитектуры времен Бактрийского царства. Он располагается в 60 км от Термеза в кишлаке Минор. Это единственный исторический памятник, на котором есть имя мастера, его сделавшего, – Али ибн Мухаммад из Серахса. Минарет был сооружен в 1108-1109 годах н.э. и изначально был строением сорокаметровой высоты. Ученые считают, что Джаркурганский минарет был или не достроен, или разрушен.

Этот  памятник  примыкает к мечети,  руины  которой  были  обнаружены  учеными  в 1879 году. Есть мнение, что в непростые времена верх минарета и руины мечети были разобраны жителями для хозяйственных нужд. Минарет стоял обособленно от мечети, на что указывает отсутствие следов примыкания.

https://flic.kr/p/JKbECt

https://flic.kr/p/JKbECt

Уникальность Джаркурганского минарета для среднеазиатской архитектуры состоит в его членении вертикальными декоративными гофрами «елочкой», как в башенных мавзолеях Хорасана и Индии. Они создают ощущение простоты и изящества и выполнены из жженого кирпича. Сам фундамент минарета сделан из жженого кирпича на известковом растворе.

В настоящее время высота Джаркурганского минарета составляет 21,6 м, диаметр – 5,4 м. Несмотря на разрушения он впечатляет свой гармоничностью и вызывает ощущение законченного сооружения.

Сейчас в Термез приезжает все больше и больше туристов, которые желают узнать тайны и красоты прошлых эпох. В этом древнем городе Узбекистана каждый памятник – легенда, а каждый холм хранит в себе неизведанное.

Понравилась статья? Не забудьте поделиться!
Оцените статью:
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Проголосуй первым!)
Загрузка...


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *