Чудотворная икона Остробрамская – главная христианская святыня Литвы

В Вильнюсе находится важнейшая достопримечательность, исторический и архитектурный памятник – Острая брама. Сохранившиеся до настоящих дней ворота городской стены 16 века и чудотворный образ Матери Божьей Остробрамской служат объектом религиозного паломничества и светского туризма. Икона пользуется большим почтением как у католиков, так и у православных. Об иконе и творимыми ею чудесах рассказывают многочисленные легенды и предания.

С давних пор эти ворота называли «Острыми воротами», русские жители иногда называют «Святыми воротами». Существует версия, что название квартала «Острый конец» и ворот связано с родовым именем князя Константина Острожского. Название «Ворота Зари», появившееся в литовской прессе в начале 20-го века, несколько бессмысленно, так как ворота не обращены на восток, но оно созвучно вековечному названию, соответствует метафорике духовного и национального возрождения. Кроме этого ворота называли «Медницкими»: с этого места начинался путь к Меднинскому замку, находящемуся в 30 км.

https://flic.kr/p/anPUb9

https://flic.kr/p/anPUb9

Острая брама построена в 1503-1522 годах в готическом стиле, в этот период городская стена окружала Вильнюс с пятью, а позже с девятью воротами. Через какое-то время над аркой был достроен в ренессансном стиле фасад с аттиком и амбразурами. Герб Литвы – «Погоня», поддерживаемый крылатыми львами-грифами и в крылатом шлеме головой Гермеса, украшают аттик. В 1923 году икону Спасителя, расположенную в нише, заменили на барельеф с изображением Белого Орла – герб Польши.

В 1671 году монахи-кармелиты над воротами специально для Остробрамской иконы Божией Матери выстроили деревянную часовню, которая в 1715 году сгорела. В 1754 году в барочном стиле была сооружена каменная часовня, в 1789 году к ней достроили лестницу в крытой галерее. В 1828-29 годах по проекту архитектора Подчашинского часовню и двухэтажную крытую галерею перестроили, после чего они приобрели черты классицизма. Часовню еще реконструировали в 1927-32 годах и 1993 году.

Часовня соединяется крытой галереей – лестницей с костелом Святой Терезы. Приблизительно с середины 19 века появился обычай присутствовать возле Острой брамы в знак почитания и уважения Остробрамской Божией Матери с непокрытой головой. При движении с города уже на углу костела Святой Терезы по установке обычая необходимо обнажать голову.

https://flic.kr/p/dosRT3

https://flic.kr/p/dosRT3

Перед часовней в 1861-63 годах проходили религиозные патриотические манифестации.

В 1702 году был принесен первый обетный дар. В настоящее время стены часовни покрывают золотые и серебряные вотивные дары верующих (дары ради исцеления или исполнения желания) – изображения сердец, ног, рук, офицерского погона, автомобиля т.п.

Чудотворный образ Матери Божией Остробрамской относят к редкому способу изображения Богоматери без младенца на руках. Ее считают главной христианской святынею Вильны, Литвы, Белоруссии. В семнадцатом веке икону поместили в часовню над городскими воротами.

Образ написан темперой (краской на основе яичного желтка) на двух дубовых скреплённых досках, имеющих толщину два сантиметра и покрытых тончайшим слоем грунта. Размер имеет 200х165 см. В 1927 году были проведены Яном Рутковским подробное исследование и консервация иконы. По грунтовке, составу красок, технике выявлено, что образ создал, вероятно, итальянский художник во второй половине шестнадцатого века.

Фигуру Богоматери полностью закрывает позолоченное серебряное платье; открыты взору склоненный набок лик и скрещенные руки. Фигура закрыта позолоченной ризой приблизительно в 1671 году. Внизу образа размещен серебряный полумесяц – это вотивный дар 1849-го года. Голову обрамляют две короны: барочная корона Царицы Неба, рокайльная корона польской Королевы.

https://flic.kr/p/bmbsua

https://flic.kr/p/bmbsua

О появлении иконы в столице княжества – Вильне существует множество версий. По одной, чудесным образом лик появился на Острых вратах в середине апреля 1431 года. По другой, образ прислали великому князю литовскому Ольгерду от греческого императора Иоанна Палеолога в честь принятия князем христианства.

Среди православных верующих особо широко распространена версия о восточном происхождении иконы, которую историк Теодор Нарбутт опубликовал в 1839 году в книге «Древняя история литовского народа». Для подтверждения своих гипотез он часто использовал домыслы и фальсифицировал исторические документы. Версия Нарбутта основывалась на рукописи венденского каноника Даниэля Лодзяты, который собирал бескритично любую информацию (подлинную рукопись не отыскали).

Лодзята в 1653 году писал, что икону привез князь Ольгерд из Херсонеса (Корсуни). Действительно, Ольгерд провел против крымских татар в 1341-1473 гг. несколько удачных походов. По предположению Нарбутта, Ольгерду икона досталась в качестве трофеев после похода в 1363 году на Корсунь. Тверская княжна Иулиания Александровна, супруга Ольгерда подарила образ в новую церковь Живоначальной Троицы. Но икона в 1431 году находилась уже над Острыми Вратами. В крупных работах, посвященным чудотворным иконам Богоматери, версия Нарбутта не подтверждается. В одной из ранних книг Войцеха Кояловича среди перечисленных икон не упоминается Остробрамский образ.

https://flic.kr/p/b6gcLM

https://flic.kr/p/b6gcLM

Мечислав Скрудлик, исследователь из Польши поддержал предположение, что икона написана в мастерской Лукаша Поренбского в Кракове в 1619 году. В 20-м столетии имело место мнение, что изображение Остробрамской Божией Матери сходно с Барбарой Радзвилл, королевой Речи Посполитой.

В Варшаве в 1990 году вышла в свет монография «Острая Брама в Вильно», автором которой является польская исследовательница Мария Каламайская-Саид. На основе печатных и письменных источников, иконографическом анализе автор выдвигает новую гипотезу, что Краковская и Остробрамская иконы Девы Марии имеют один прообраз, который принадлежит нидерландскому художнику Мартину де Вос. По стилевым характеристикам образ мог быть написан в Вильне в 1620-30 годах. Каламайская-Саид предполагает, что икона Остробрамской Богоматери – изображение Непорочной Девы Марии введено в искусство Западной Европы во второй половине шестнадцатого века.

В «Хронике монастыря кармелитов босых в Вильно» содержится первое письменное достоверное упоминание об иконе. В хронике говорится о торжественном переносе образа в каплицу (часовню), построенную в 1671 году. Первое чудо, свершившееся посредством образа – спасение жизни ребенка относится к этому году. Дата второго чуда – 1702 год.

https://flic.kr/p/bmbp8M

https://flic.kr/p/bmbp8M

Деревянная каплица сгорела в 1711 году. Спасенную икону поместили в кармелитский костел Святой Терезы. Новая каменная часовня была построена в 1713-15 годах, в которую с торжественной процессией переместили икону. В 18 веке праздник Опеки Пресвятой Девы Марии стал в Острой Браме главным торжеством, после чего культ Остробрамской иконы получил достаточно широкое развитие. В каплице регулярно проводили богослужения на манер восточного обряда греко-католической церкви. Впервые культ Остробрамской иконы упомянут в книге ксендза – иезуита Корсака, вышедшей в 1748 году.

Оборонные стены Вильно, сооруженные в 16 веке, разобрали в 1799-1805 годах. Культ Остробрамской иконы дал возможность сохранить Острую Браму, принявшей современный вид в 1828-1830 годах.

Внизу иконы имеется в виде полумесяца большая серебряная вота с текстом на латинском языке. Во время поездки в Рим архиепископа виленского Ялбжиховского в 1927 году было получено разрешение на коронацию иконы. Торжественный акт коронации был осуществлен митрополитом варшавским кардиналом-священником Александром Каковским в июле 1927 года в присутствии польского епископата перед кафедральным собором под сильным дождем. В 1828 году образ разместили в часовне в металлическом контейнере, который служит защитой от воров и пожаров.

https://flic.kr/p/6mfwvQ

https://flic.kr/p/6mfwvQ

В Католической церкви день памяти иконы 16 ноября, в Православной – 26 декабря.

Кроме живописи, культ иконы в Острой Браме отражается в поэзии Адама Мицкевича, Владислава Сырокомля, Максима Богдановича и других литовских, польских, белорусских поэтов. Были сложены в 18 веке песни, которые верующие пели перед чудотворной иконой в каплице. На картине М. В. Добужинского изображена Остробрамская часовня (Тамбовская областная картинная галерея). В автобиографической книге А.Я. Бруштейна есть упоминание об Остробрамской Матери Божии.

В небольшое помещение на втором этаже, где находится огромная и красивая икона Остробрамская – основная христианская святыня Литвы вход свободный. Люди на коленях молятся у иконы.

Понравилась статья? Не забудьте поделиться!
Оцените статью:
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (4 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *